Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 21. Рассказ об Адаме (мир ему!) и о произошедшем с ним между Меккой и Таифом
Когда ангелы замесили землю [для] Адама,
Были в закваске его много юношей и стариков.
Вода его [закваски] – от росы тайн,
А тесто его и есть та самая глина звенящая (гил-и фаххар)1
Огонь любви воздействовал на нее,
Неизбежно сделал ту землю подобной молоку.
Когда подул на нее райский ветер,
Открыл для нее семь дверей со всех шести сторон.
Вода, огонь, земля и ветер – четверо их,
Из-за этих четырех понадобились пять чувств.
Четыре [стихии], пять [чувств], семь [небесных светил2] и шесть [сторон] есть сущее Его,
Форма и смысл – все это в щедрости Его.
Человеку бытие великим показалось весьма,
Когда услужливо он склонил голову в земном поклоне.
Восхваляя Творца, пал пред Ним ниц,
Когда оторвал голову от земли тот именитый [муж].
Микрокосм (‘алам-и сугра) и макрокосм (‘алам-и кубра) заключены в нем,
Смысл его подобен ядру, а тело – скорлупе.
Творец, который создает человека из земли,
В каждый миг делает то, что пожелает.
Между Меккой и Таифом, [так и] знай,
Оказался тот великий телом, как и душой.
Земля для Адама была замешана в течение сорока дней,
Сделала это длань могущества, о бедняк!
Дал [Он той] земле речь и зрение,
Дал [ей] красоту, грусть и любовь, а также тайны.
Таким образом, является он господином обоих миров,
Тело его тленно, а дух – крепкий.
Все имеющееся во вселенной есть и в нем,
Знай, что он и наместник [Аллаха], и пророк.
Все эти почести оказал ему Аллах,
А также сделал его царем над царствием своим.
Все происходящее от сахара есть сахар,
А то, что делают из золота, также является золотом.
Пред тобой нет ни неверия, ни веры,
Пред тобой нет ни болезни, ни лекарства.
Что за диво! Лекарство от болезни есть ты.
Что за диво! Верой в неверии являешься ты.
Надлежит тебя восхвалять до Судного дня,
Хотя и спорят с тобой влюбленные.
________________________________________
1. Аллюзия на коранический аят: «Он создал человека из звенящей глины, подобной гончарной» (55:14).
2. Имеются в виду два светила (Солнце и Луна) и пять планет (ас-саййарат): Меркурий (‘Утарид), Венера (аз-Зухра), Марс (аль-Миррих), Юпитер (аль-Муштари) и Сатурн (Зухаль).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.