Что важнее - хадис или мазхаб?
Вопрос:
В последнее время среди правоверных все чаще можно услышать мнение о том, что не стоит углубляться в вопрос о мазхабах. Дескать, каждый, кто знает Шариат, должен руководствоваться хадисами, а те, кто ощущает недостаток в знаниях, пусть следуют мазхабам. Насколько приемлемы эти взгляды?
Ответ:
Ставить хадисы выше мазхаба или вовсе отрицать их недопустимо. Ведь Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Мы оставляем для вас Коран и Сунну». Упоминаний о так называемых «сахих хадисах» здесь нет и в помине. Те, кто утверждает, что действовать следует исходя из хадисов, допускают серьезную ошибку, приравнивая Сунну и сахих хадисы. Однако не следует забывать, что сборники хадисов появились лишь век спустя после возникновения мазхабов. К примеру, основоположник ханафитского мазхаба имам Агзам родился в 699 году и умер в 767 году, а составитель самого известного сборника хадисов имам Бухари жил в 810-870 годах.
Так что ханафитский мазхаб был создан примерно через столетие после кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), тогда как имам Бухари написал книгу хадисов спустя 200 лет после Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Хазрати имам Агзам при написании хукмов мазхаба не выдумывал все, а основывался на хадисах, которые были переданы табиинами. Ему также посчастливилось встречаться и брать уроки у четырех сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Некоторые «умники» настаивают, что не могут найти доводов по хукмам ханафитского мазхаба в сборниках хадисов имама Бухари. В этом нет ничего удивительного, так как хадисы, на которые опирается имам Агзам, вполне вероятно не были известны имаму Бухари.
Когда хукмы мазхаба противоречат хадисам, то, безусловно, следует руководствоваться хукмами мазхаба. Потому что хадисы являются одним из источников Шариата, который основывается на Священный Коран, Благородные Хадисы, Кияс (умозаключения) и Иджмагу (единое мнение исламских факихов-суннитов). Правоверные руководствуются в своих деяниях не на хадисы, а на Шариат.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!
Читайте также:
-
Как должна прикрываться женщина?
С великим сожалением следует отметить, что на сегодняшний день очень многие женщины или совсем не прикрываются или же думают, что прикрываются. Те женщины, которые не прикрываются должным образом из-за непонимания предписаний Шариата, сами того не замечая...
-
Обстоятельства, при которых совершается гусль (полное омовение)
1. По завершению хайд (менструаций).
2. По окончанию нифаса (послеродовых кровотечений).
3. Джанаба:
а) половая близость;
б) выход спермы или выделений у женщин, по причине эротических фантазий, чрезмерного возбуждения от увиденного или поллюции (выход семени у мужчин или выделений у женщин из половых органов во время сна).
-
Чудо Корана: моря, которые не смешиваются
Он грань установил меж двух морей, которые готовы слиться, поставив там барьер, через который они не могут перейти. (Сура “Всемилостивый”, 55:19-20) Это удивительное свойство морей, заключающееся в их стремлении слиться друг с другом, но так никогда и не пересекающихся, было обнаружено океанологами совсем недавно.
-
9 необходимых действий намаза
Намаз состоит из 12 фардов, 9 ваджибов, а все остальное относится к суннам намаза. При невыполнении хотя бы одного из фардов намаз нарушается (его необходимо совершить заново).
-
Случай, при котором дозволено не совершать курбан
Приближается cвященный для всех мусульман Курбан-Байрам, когда все мусульмане будут совершать жертвоприношение. Однако, я отдал свои свободные средства в долг другому, и возможно, он не успеет отдать их до наступления Курбан-Байрама. Буду ли я считаться обязанным, совершить жертвоприношение в таком случае?
-
Грех, который хуже, чем 33 прелюбодеяния
Одной из самых страшных сторон...
-
7 привычек мусульманина, приносящих в жизнь баракат
Вам следует развивать в себе следующие 7 духовно-продуктивных привычек, которые принесут баракат на протяжении всей вашей жизни и будут способствовать успеху в ваших делах, а главное – приведут к довольству Всевышнего Аллаха. Для этого нужно выработать следующие привычки в поклонении
-
Дозволено ли мусульманке выходить из дома накрашенной?
Любовь к красивому и стремление красиво выглядеть, являются частью естества человека. Ислам же является религией естества. Религия естества не запрещает присущие естеству человека желания, а стремится к тому, чтобы эти желания удовлетворялись в законной форме, соответствующей этому самому естеству. Поэтому, если украшение соответствует этому естеству, то оно считается нормальным, если же украшение искажает естество человека, то оно считается ненормальным. То есть, если первое является халялем, то второе является харамом.