Ученик:
– Как же прекрасно вы сопоставляете. Но что является более предпочтительным: желать прощения для того, кто совершил большой грех, или же проклинать его? Или вы предпочитаете выбрать что-то между дуа о прощении и проклятием? Разъясните мне эти моменты.
Ученый:
– Все грехи, кроме многобожия, бывают двух видов. Какой бы грех человек не совершил из этих двух категорий, предпочтительным будет делать дуа о его прощении. В то же время на тебе не будет греха, если ты станешь проклинать его.
Хотя, если человек причинил вред тебе своим грехом, будет лучше простить его, нежели слать проклятия. Если же человек совершил грех относительно своего Господа, при этом, не предаваясь ширку, гораздо лучше будет проявить к нему милосердие и молится о его прощении. Если же ты станешь просить:
«О Всевышний Аллах, накажи этого человека в соответствии с его грехом», – то сам впадешь в грех. По двум причинам более достойным является испрашивание прощения. Во-первых, даже если этот человек согрешил, он является верующим. С другой стороны, если Всевышний Аллах поведал о том, что обязательно накажет этого человека, то является недозволенным просить о его прощении. Ведь Всевышний запретил просить за тех, кто достоин быть в Аду. Всевышний запретил просить Его о том, чтобы Он не совершал обещанное Им. Он будто бы говорит: «Только не убивай меня одного». Но ведь Аллах обещал в Коране: «Каждая душа вкусит смерть» («Ãли Гимран / Семейство Гимрана», 3:185).
Предпочтительнее молиться о прощении того, кто произнес шахаду, хотя бы из уважения к шахаде и свидетельству. Так как нет ничего более достойного в поклонении пред Аллахом, чем произнесение шахады. Ведь все религиозные обязанности людей перед Всевышним относительно слов засвидетельствования веры выглядят не больше, чем куриное яйцо по сравнению с семью небесами, землей, а также тем, что между ними.
Такие мусульмане не поняли веры...
Если грех многобожия является самым тяжким грехом, то и награда за шахаду является самой великой наградой. Всевышний Аллах ни про одно из злодеяний не отзывается так, как отзывается о грехе многобожия: «…многобожие является великой несправедливостью» («Лукман», 31:13).
Ни о каком из грехов Аллах не говорит ничего подобного. Также в Коране говорится: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» («Аль-Хадж / Паломничество», 22:31).
«Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына» («Марьям», 19:90-91).
Как мы видим, даже про убийство и другие тяжкие преступления так не говорится.
Из книги «5 трудов имама Агзама»