Как был сотворен этот мир, как обрел свою физическую форму? Ильм аль-лядунни – означает науку о божественных тайнах, о скрытом (гайб). Само словосочетание взято из аята, в котором говорится о Хызыре (алейхи ссаллям):
«Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью (рахмат) от Нас (’индина) и обучили его знанию (ильм), что с Нами (лядунна)» (Кахф 18/65).
В этом аяте под милостью (рахмат) имеется в виду шариат, под словом «Нас» (’индина) – степень единства (макам аль-вахидийат), под знанием (ильм) – истинное знание (ильм аль-хакикат), а под словом «с Нами» – степень единственности (макам аль-ахидайат).
В соответствии с этим формальное знание (ильм аз-захир) является характеристикой уровня (макам), оно обретается через обучение. Это формальное знание – скорлупа, а наука о тайном (ильм ал-лядунни) – суть. Но оба они прекрасны и почитаемы.
Имам Азам и Хасан аль-Басри придерживались пути (машраб) Мусы и Хызыра (алейхи муссаллям). В сути (наш’а) Имама Азама преобладало формальное знание (ильм аз-захир), у Хасан Басри же – наука о тайном (ильм аль-лядунни). Но оба они были обретшими Истинного и истину. Тот, кто обладает превосходством в одном, имеет ущербность в другом. Всевышний Аллах сказал
«Одним пророкам Мы дали преимущество перед другими» (Бакара 2/253).
Также и наш Пророк ﷺ сказал: «Дела этого мира вы знаете лучше» (Муслим, Фадаиль,140).
Те, кто является наследником этого божественного знания, имеют свои признаки, обладающие (арбаб) знают. Поэтому если бы все приходящее в голову, вмещающееся в мысль и рождающееся в душе было бы скрытым знанием (ильм ал-лядунни), то и монахи с философами считались бы обладателями прозрения (кашф).
Сначала Аллах сотворил разум. Возникло Перо (Калям), разукрашена внутренность Трона (Арш).
В самом прекрасном виде были разложены Хранимые скрижали (ляух аль-махфуз).
Перо (Калям) – это божественный свет (нур), скрижаль (ляух) – светозарная жемчужина, ее обложка – красный рубин, на ней написаны аяты.
Читайте также: Что такое Ляухуль-Махфуз, и зачем Всевышний Аллах создал ее?
Священный Коран весь целиком в Ночь предопределения (ляйлят аль-кадр) из Хранимой скрижали был спущен на небо земли ангелам-писцам.
Потом Джабраил (а.с.) в течение 23 лет постепенно частями доносил его через откровение (вахи) до Посланника Аллаха ﷺ (HasanBasri Çantay, Meal, 3/1206, BeyzaviveMedarik’ten). Описание Скрижалей и Пера приводилось выше.
Аллах каждый день смотрит на него 360 раз, в соответствии с предначертанием одного стирает, другое оставляет.
«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания» (Ра’д, 13/39).
Аллах, уничтожая что-то во Вселенной, другое оставляет, как есть. В соответствии с результатами – все в Его руках. Он может делать все, что пожелает. Сколько есть сотворенных – их образы были начертаны в ней, Все, что ни есть малое и большое – все было изображено в ней.
Записи Хранимых скрижалей завершены, чернила высохли, печати поставлены. Все утверждено на своем месте, и уже ничто не изменится.
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) передает: «Однажды я покидал Посланника Аллаха ﷺ. Он дал мне много наставлений, вкратце их можно выразить так: «О юноша, ищи Аллаха и ты найдешь Его перед собой. Если что-то желаешь, то желай этого у Аллаха. Если просишь помощи, проси у Аллаха». Если все люди соберутся, чтобы принести тебе пользу, они смогут сделать это лишь в той мере, в какой предначертал тебе Аллах. Если все люди соберутся, чтобы причинить тебе зло, они могут сделать это лишь в той мере,в какой предначертал Аллах. Перо уже поднято, чернила засохли» (Ахмад ибн Ханбал, 1/293; Тирмизи, Кыйамат, 59).
М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»