Этика бизнеса в Исламе

Этика бизнеса в Исламе

Этика бизнеса в Исламе

Автор: Шовхалов Шамиль

Ислам, рассматривающий жизненный путь верующего как путь поклонения Всевышнему, относится к бизнесу и к этике бизнеса как к части поклонения,  и вносит в экономическое поведение своих последователей некоторые коррективы, что-то дозволяя, а что-то запрещая. Очевидно, чтобы торговля и бизнес были выстроены по дозволенной Шариатом схеме, соблюдались законы и принципы Ислама, изучение бизнесменом-мусульманином коммерческого права и исламской бизнес-этики является обязанностью.

Посланник Аллаха (ﷺ) обещал:

التَّاجِرُ الصَّدُوقُ الْأَمِينُ مَعَ النَّبِيِّينَ ، وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ

«Честный и достойный доверия торговец будет с пророками, праведниками и мучениками» (Тирмизи, Книга Торговли, 1209).

В Исламе этике и взаимоотношениям между людьми уделяется отдельное место. Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Поистине, я был отправлен, чтобы довести нравственность до совершенства». А также: «В День Воскресения наиболее близкими ко мне окажутся наиболее благонравные из вас».

Вопросы этики связаны со счастьем человека в обоих мирах, и являются одними из важнейших вопросов Ислама. Там где нет этики, нет религии. Сам Посланник Аллаха (ﷺ) был купцом, и добрая часть благородных примеров поведения торговца вошли в сунну. Аятов и хадисов, регламентирующих правила торговли и ведения бизнеса, где-то обязывающих, а где-то рекомендующих, достаточно много. Этика ведения бизнеса входит в раздел исламского права, который называется муамалят.

В отличии от светской этики, исламская этика бизнеса не ограничивается лишь взаимоотношениями между людьми и не является сводом неформальных правил.

Этика бизнеса в Исламе

Этика бизнеса в Исламе


Исламская бизнес-этика – это свод правил поведения предпринимателя-мусульманина, регламентируемых Кораном и Сунной, а также иджтихадом мусульманских ученых. Делится на обязательную (фард, ваджиб) и рекомендуемую (Сунна, мустахаб, мустахаб - это разновидность Сунны, прим. Islam-today) части. Обязательная часть состоит из божественных и пророческих предписаний и запретов, выполнение которых обязательно для каждого мусульманина, а невыполнение является грехом. Рекомендуемая часть поощряется. Деловая этика мусульманина подразумевает верность правилам и принципам ведения бизнеса согласно канонам Ислама, и включает в себя: соблюдение договорных обязательств, честность в отношениях с работниками, сотрудниками, клиентами (покупателями), поставщиками и конкурентами, а также охватывает вопросы, касающиеся рационального использования ресурсов, заботы о других людях, влияния деятельности фирм на здоровье людей, окружающую среду и даже животный мир.

История учения исламской бизнес-этики
у мусульман Волго-Уральского региона

Мусульмане Волго-Уральского региона, официально принявшие Ислам еще в 10 веке, последние четыре с половиной века жили в составе России. Возможность открыто исповедовать свою религию, а следовательно и изучать исламское право, они получили только после официального признания Российской Империей Ислама, с учреждением ОМДС в 1788 году.  И уже начиная с XIX века прослеживается общественная дискуссия по многим злободневным вопросам своего времени, в т.ч. и вопросам по исламской бизнес этики.

Перед лицом быстро развивающегося капитализма, появлением промышленности и модернизацией сельского хозяйства, передовые улемы Волго-Уральского регионы были вынуждены заняться изучением проблем экономики, промышленности и сельского хозяйства в Исламе. Поднимались вопросы об активной экономической деятельности, поощрении богатства и благотворительности, получении образования и специальности, возможности участия в торговых операциях с немусульманами, в банковских операциях, а также вопрос о направлении распределения обязательной (закят) и добровольной (садака) милостыни, благотворительном имуществе (вакф), создании и содержании благотворительных обществ, религиозных и светских учебных заведений.

Одной из первых публикаций по экономическим вопросам можно назвать изданное без авторства в казанской типографии татарским предпринимателем Йусуфом Апаневым в 1808 г. «Рисала-и муамалат». В этом трактате речь в меньшей степени идет о содержащихся в Коране и сунне правовых запретах и обязанностях при занятии каким-либо промыслом, а больше внимания уделяется этическим вопросам.

Этика бизнеса в Исламе

Этика бизнеса в Исламе


Огромный вклад в публикацию экономических произведений внесла татарская экономическая пресса, начало которой было положено в 1905 г. Помимо экономических колонок и специальных статей в различных общественных и религиозных периодических изданиях, с 1908 по 1913 г. издается первый специализированный экономический журнал «Икътисад» («Экономика»), основателем, редактором и издателем которого был имам г. Самары Мухаммадфатых Муртазин. Религиозно-преподавательскую и  редакторско-издательскую деятельность М.Муртазин совмещал с управленческой. Одновременно он являлся членом правления самарского кредитного банка.

На полосах журнала «Икътисад» было выделено место как для теоретических вопросов экономики, так и для практических. Среди теоретических вопросов можно выделить следующие:

Среди вопросов практического характера: 

Отдельно прослеживался блок нравственно-этических вопросов при ведении бизнеса, что мы можем наблюдать по названию статей: «Тиҗарәтнең тәрәкъкыйга хезмәте» - «Служение торговли прогрессу», «Теләнчелек вә Ислам» - «Попрошайничество и Ислам», «Әсхабтә кәсеп вә тиҗарәт» - «Заработок и торговля у сахабов», «Сәүдәгәр балаларының тәрбиясе» - «Воспитание детей торговцев», «Яшь балаларның акча әрәм итүләренә каршы бер чара» - «Средство против расточительства денег детьми», «Сәүдә эшендә хәйлә» - «Хитрость при торговле» и др.

Еще один торгово-экономический и ремесленно-промышленный журнал на татарском языке выходил в Казани с 1912 по 1917 гг. под названием «Русия саудаси» («Торговля России»). Его издателем был Ш.Шагидуллин. В данном журнале также были затронуты и вопросы бизнес-этики.

Кроме этих двух журналов, отдельно стоит выделить журнал «Шура» («Совет») главным редактором которого был Ризаэтдин Фахретдин (1859 - 1936 гг.), а также журнал «ад-Дин ва-ль Адаб» («Религия и нравственность»), редактором которого был Галимжан Баруди (1857 - 1921 гг.).

На основе публикаций мусульманских богословов Российской Империи по исламской экономике в конце XIX - начале ХХ вв., можно сделать вывод, что многие вопросы, касающиеся исламской этики бизнеса, были достаточно подробно рассмотрены ими еще более ста лет назад.

Успешное ведение бизнеса мусульманами как на просторах Российской Империи, так и за рубежом, свидетельствует о существовании до революции унифицированных стандартов торговли и единой бизнес-этики у мусульман. Почти вся торговля со Средней Азией принадлежала мусульманским коммерсантам. Общая религия и культура давала им конкурентные преимущества по сравнению с другими, немусульманскими народами.

В 1881 году в своей обширной статье «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения» один из идеологов объединения мусульман Исмаил Гаспринский подчеркивает это обстоятельство следующим утверждением: «… мусульмане … в своей религии и проистекающем из нее своем общественном быте имеют весьма крепкую, почти непреоборимую силу сопротивления всяким чуждым влияниям во вред своей национальной индивидуальности. Обыкновенно интерес, выгода — стимул действий человека, но и они бессильны нередко перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом терпимости».

 

(продолжение следует)

Из выступления Габбасова Рината на конференции «Исламские финансы в российских реалиях»

Социальные комментарии Cackle