Чьи мы мухаджиры, и куда мы держим путь?

Они оставили все и отправились в дорогу. Они отказались от всего, что у них есть, и устремились в неизвестность. Они предпочли стать мухаджирами, отказавшись от привычного уклада жизни.  Отныне они стали благословенными героями на пути Аллаха и Его посланника (мир ему).

Несомненно, это хиджра далась нелегко. Однако в чем же была причина такого рискового поступка? Что стало причиной слов: “Если бы я не был изгнан, я бы никогда тебя не покинул” (Тирмизи), прозвучавших из уст Пророка (мир ему)? Для кого была эта хиджра, испытавшая на храбрость даже самых доблестных, вселившая страх в сердца самых смелых и увеличившая веру в Милостивого Господа?

История переселения мусульман в Эфиопию

Для тех, кто вышел на путь Аллаха и Его посланника (мир ему), хиджра стала знамением времени. Отныне время для них было разделено на две части: до и после переселения.

Однако не для всех переселение означало следование за Пороком (мир ему). Например, хиджра для одного из сподвижников стала  простым переездом. Он переселился из Мекки в Медину только ради воссоединения со своей возлюбленной.

Когда Умма Мунзир Сальма бинт Кайс ибн Амру ибн Абид ибн Малик ибн Адия ибн Амир ибн Ганам ибн Адия ибн Наджар аль-Ансарияти, которая одна из первых приняла Ислам и совершила хиджру, переселилась в Медину, то один из сахабов переселился вслед за ней. В связи с тем, что его намерением было не следование за пророком Мухаммадом (мир ему), а за Умм Кайс, этого сподвижника прозвали «мухаджиром Умм Кайс» (Таберани, Аль-Муаджем аль-Кебир, IX, 103; Ибн Хаджар, Фетхул аль-Бари, I, 10).

После этого случая посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший  переселение к Аллаху и посланнику Его (мир ему) переселится к Аллаху и посланнику Его (мир ему), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Бухари, Бедуль-Откровение, 1.).

Эти благословенные слова нашего любимого Пророка (мир ему) актуальны и на сегодняшний день. Чьи мы мухаджиры сегодня? Для кого мы совершаем хиджру? По чьим следам следуют наши шаги? Для чего мы выходим в дорогу в любое время дня и ночи, из-за чего мы соглашаемся на хлопотливые переезды и терпим трудности? Ради кого мы стараемся и из-за чего страдаем? Ради денег, власти, славы, любви или все же ради Аллаха и Его посланника (мир ему)?

Первый дом пророка Мухаммада (мир ему) в Медине

Куда смотрят наши глаза: на праведное или греховное, на откровение или ложь? Куда мы держим путь, где мы? И главный вопрос: с каким намерением мы совершаем свою хиджру, что мы несем в наших сердцах?

Согласно  намерению, наше путешествие может быть благословенной миграцией, выражением покорности, искренности, верности, служения. Ведь именно намерения придают смысл всем поступкам и делают их ценными перед Аллахом. Но те же намерения могут стать и дорогой в Ад.

Странный сон Абу Бакра (р.а.), увиденный перед переселением в Медину

Намерения - это дух поступков

Прочувствовать в себе этот дух человек может, только приблизившись к себе, к своей душе, к своим желаниям. Если человек не отчужден от себя, если он все еще может узнать свой образ в зеркале, а его глаза не слишком слепы, чтобы увидеть то, что в сердце, то такой человек может познать свои истинные намерения.

Пророк Мухаммад (мир ему) cказал: «Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца и на ваши поступки» (Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зюхд, 9).

Намерение – это дверь к поступкам

Только при благом намерении исход дела будет благим. И насколько чисты, благи наши намерения настолько же искренними можно считать и наши дела. А Аллах принимает лишь те поступки, которые совершены искренним сердцем:

«Всевышний Аллах не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые искренне выполнены ради Него». (Несаи, Усердие, 24.)

Когда в наших намерениях нет праведности и согласия, мы не можем говорить и о чистоте наших поступков. В этом случае даже наши поклонения не поспособствуют возвышению души и не избавят нас от зла. Так, наш пост может стать для нас не щитом, а просто голодом и жаждой, принесенные жертвы могут не стать пожертвованием ради Аллаха, а просто останутся мясом и кровью на наших руках.

Если искренность будет заменена показными действиями и хвастовством, то наша вера будет далека от той, которая говорила бы о нашей любви к Господу. 

Аллах сказал в Коране: «О, верующие! Не уничтожайте свою милостыню попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ людям, не веря при этом в Аллаха и в Судный день. Он подобен большому камню, покрытому пылью. Начался ливень и оставил [камень] гладким [и чистым]. Они не получат ничего за то, что совершили. Аллах не ведет прямым путем неверующих» (сура «Аль-Бакара», аят 264).

Усилия людей, которые расходуют, чтобы другие узнали об их богатстве; получают знание, чтобы люди говорили «он ученый»; воюют, чтобы люди говорили, что он герой,  не имеют за собой ничего. Ведь ученый, лишенный искренности и сердечности, на самом деле является невеждой. А тот, кто обогатил себя без благословения Аллаха, даже если и будет называться «богачом», то духовно будет самым бедным из людей.

«Сообщить ли вам о тех, кто удостоится Рая? Это те, которых никто не чтит, т.к. они слабы и видятся всем слабыми. Но, если они поклянутся, Аллах исполнит их желания». (Бухари, Айман, 9; Тафсир, 68/1; Адаб, 61; Муслим, Джаннат, 47).

Где-то далеко с поникшей головой нас ждет искренность. Когда же мы отойдем от высокомерия, лицемерия, показных деяний и постучим в дверь духовности? Когда мы оставим показное, хвастовство и приблизимся сердцем к богобоязненности? Чьи мы мухаджиры и куда мы держим путь?..

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle