Богатство или Мухаммад ﷺ: перед каким выбором стояли жены Пророка ﷺ?

Фото: Andrzej Lisowski Travel / shutterstock.com/ru

Фото: Andrzej Lisowski Travel / shutterstock.com/ru

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ إِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ
الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا فَتَعَالَيْنَ أُمَتِّعْكُنَّ وَأُسَرِّحْكُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا
وَإِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالدَّارَ الْآخِرَةَ فَإِنَّ
اللَّهَ أَعَدَّ لِلْمُحْسِنَاتِ مِنكُنَّ أَجْرًا عَظِيمًا

«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы хотите земной жизни и ее красот, то придите, и дам вам желаемое [развод] и отпущу с миром. Но если вы стремитесь к Аллаху [желаете Его довольства], к Его Посланнику и к вечной жизни [в Раю], то Аллах приготовил добродетельным среди вас великую награду» (Ахзаб, 28-29).

В хадисе, который приводит Бухари от Анаса, имеются подробности о том, что Пророк ﷺ поклялся не иметь половой близости со своими женами, и что на вопрос хазрати ‘Умара: «О Посланник Аллаха, ты развелся со своими женами?» он ответил: «Нет, не развелся, но поклялся один месяц не посещать их» (Имам аль-Бухари, Мезалим, 25).

Когда Пророк ﷺ решил временно расстаться со своими женами, достопочтенный ‘Умар зашел в мечеть и услышал, как люди говорят: «Посланник Аллаха развелся со своими женами». Он тотчас пошел к Пророку ﷺ и спросил: «Ты развелся с женами?» Услышав его отрицательный ответ, он вышел из мечети и возгласил: «Будьте внимательны, раскройте глаза! Посланник Аллаха не развелся с женами». И после этого был ниспослан аят: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (Ибн аль-Джаузи, «Задуль-Масир», II, 145).

Аят о свободном выборе: почему Пророк ﷺ поклялся не посещать своих жен в течение месяца?

В хадисе, приведенном Имамом Ахмадом ибн Ханбалем от Джабира, он повествует так: «Достопочтенный Абу Бакр попросил разрешения войти к Расулюллаху ﷺ. Народ расселся перед дверьми Пророка ﷺ, который сидел внутри. Абу Бакру не было дано разрешение войти. Потом пришел достопочтенный ‘Умар и тоже попросил разрешения войти к Пророку ﷺ, но ему тоже не разрешили. Несколько позже им обоим было дозволено, и они вошли к Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сидел в окружении своих жен и молчал, не разговаривал.

‘Умар говорит: «Я подумал, что хорошо было бы что-то сказать и развеселить Пророка ﷺ. И потом я сказал: «Эй, Посланник Аллаха, видишь ли, дочь Зейда (имеет в виду свою жену) только что попросила у меня денег, и я побил ее». После этого Посланник Аллаха рассмеялся так, что стали видны его передние зубы, и сказал: «Вот эти тоже расселись вокруг меня и требуют от меня нафаку (средства к существованию)».

Хазрати Абу Бакр хотел встать и побить свою дочь Аишу, а хазрати ‘Умар хотел встать и побить свою дочь Хафсу. Они оба воскликнули: «Вы требуете от Пророка того, чего у него нет!» Расулюллах ﷺ остановил Абу Бакра и ‘Умара. Его жены сказали: «После этого собрания мы никогда не станем просить у Посланника Аллаха того, чего у него нет».

Фото: dotshock / shutterstock.com/ru

Фото: dotshock / shutterstock.com/ru

Джабир говорит: «Вот в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал аят «о праве выбора» (мухайирлик), и Пророк ﷺ, начав с Аиши, сказал ей: «Я тебе кое о чем поведаю. Однако тебе не стоит торопиться с ответом, не посоветовавшись с родителями». «Что же это?» – спросила Аиша. Пророк ﷺ прочел аят: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду».

Аиша же сказала: «Мне что, относительно тебя советоваться с родителями? Нет я отдаю предпочтение Аллаху и Его Посланника и прошу тебя не говорить ни одной из твоих жен, какой выбор я сделала».

После этого Пророк сказал ﷺ: «Поистине, Аллах Всевышний направил меня не затрудняющим и притесняющим. Какая из моих жен что предпочтет, я тотчас предоставлю им это» (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад, III, 328).

Тирмизи приводит этот хадис от Аиши в таком виде: «После того, как Посланник Аллаха ﷺ получил повеление дать своим женам право выбора, он начал с меня и сказал так: «Эй, Аиша, я напомню тебе об одном деле. Не торопись отвечать мне, не посоветовавшись с отцом и матерью». Аиша говорит: «Он хорошо знал, что мои родители не повелят мне разводиться с ним (поэтому сказал, чтобы я не отвечала, не посоветовавшись с родителями)».

1000 и один хадис: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей...»

Аиша так продолжает свой рассказ: «Затем он сообщил: «Аллах Всевышний повелел мне: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду».

Я сказала: «О чем же мне советоваться с родителями? Поистине, я желаю Аллаха, Его Посланника и Последнюю обитель». Другие жены Пророка ﷺ поступили так же, как я». Тирмизи также добавляет, что этот хадис хороший (хасен) и достоверный (сахих) (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Ахзаб, 33/6, хадис № 3204).

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle