Фото: Andrzej Lisowski Travel / shutterstock.com/ru
«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы хотите земной жизни и ее красот, то придите, и дам вам желаемое [развод] и отпущу с миром. Но если вы стремитесь к Аллаху [желаете Его довольства], к Его Посланнику и к вечной жизни [в Раю], то Аллах приготовил добродетельным среди вас великую награду» (Ахзаб, 28-29).
В хадисе, который приводит Бухари от Анаса, имеются подробности о том, что Пророк ﷺ поклялся не иметь половой близости со своими женами, и что на вопрос хазрати ‘Умара: «О Посланник Аллаха, ты развелся со своими женами?» он ответил: «Нет, не развелся, но поклялся один месяц не посещать их» (Имам аль-Бухари, Мезалим, 25).
Когда Пророк ﷺ решил временно расстаться со своими женами, достопочтенный ‘Умар зашел в мечеть и услышал, как люди говорят: «Посланник Аллаха развелся со своими женами». Он тотчас пошел к Пророку ﷺ и спросил: «Ты развелся с женами?» Услышав его отрицательный ответ, он вышел из мечети и возгласил: «Будьте внимательны, раскройте глаза! Посланник Аллаха не развелся с женами». И после этого был ниспослан аят: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (Ибн аль-Джаузи, «Задуль-Масир», II, 145).
Аят о свободном выборе: почему Пророк ﷺ поклялся не посещать своих жен в течение месяца?
В хадисе, приведенном Имамом Ахмадом ибн Ханбалем от Джабира, он повествует так: «Достопочтенный Абу Бакр попросил разрешения войти к Расулюллаху ﷺ. Народ расселся перед дверьми Пророка ﷺ, который сидел внутри. Абу Бакру не было дано разрешение войти. Потом пришел достопочтенный ‘Умар и тоже попросил разрешения войти к Пророку ﷺ, но ему тоже не разрешили. Несколько позже им обоим было дозволено, и они вошли к Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сидел в окружении своих жен и молчал, не разговаривал.
‘Умар говорит: «Я подумал, что хорошо было бы что-то сказать и развеселить Пророка ﷺ. И потом я сказал: «Эй, Посланник Аллаха, видишь ли, дочь Зейда (имеет в виду свою жену) только что попросила у меня денег, и я побил ее». После этого Посланник Аллаха рассмеялся так, что стали видны его передние зубы, и сказал: «Вот эти тоже расселись вокруг меня и требуют от меня нафаку (средства к существованию)».
Хазрати Абу Бакр хотел встать и побить свою дочь Аишу, а хазрати ‘Умар хотел встать и побить свою дочь Хафсу. Они оба воскликнули: «Вы требуете от Пророка того, чего у него нет!» Расулюллах ﷺ остановил Абу Бакра и ‘Умара. Его жены сказали: «После этого собрания мы никогда не станем просить у Посланника Аллаха того, чего у него нет».
Фото: dotshock / shutterstock.com/ru
Джабир говорит: «Вот в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал аят «о праве выбора» (мухайирлик), и Пророк ﷺ, начав с Аиши, сказал ей: «Я тебе кое о чем поведаю. Однако тебе не стоит торопиться с ответом, не посоветовавшись с родителями». «Что же это?» – спросила Аиша. Пророк ﷺ прочел аят: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду».
Аиша же сказала: «Мне что, относительно тебя советоваться с родителями? Нет я отдаю предпочтение Аллаху и Его Посланника и прошу тебя не говорить ни одной из твоих жен, какой выбор я сделала».
После этого Пророк сказал ﷺ: «Поистине, Аллах Всевышний направил меня не затрудняющим и притесняющим. Какая из моих жен что предпочтет, я тотчас предоставлю им это» (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад, III, 328).
Тирмизи приводит этот хадис от Аиши в таком виде: «После того, как Посланник Аллаха ﷺ получил повеление дать своим женам право выбора, он начал с меня и сказал так: «Эй, Аиша, я напомню тебе об одном деле. Не торопись отвечать мне, не посоветовавшись с отцом и матерью». Аиша говорит: «Он хорошо знал, что мои родители не повелят мне разводиться с ним (поэтому сказал, чтобы я не отвечала, не посоветовавшись с родителями)».
1000 и один хадис: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей...»
Аиша так продолжает свой рассказ: «Затем он сообщил: «Аллах Всевышний повелел мне: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду».
Я сказала: «О чем же мне советоваться с родителями? Поистине, я желаю Аллаха, Его Посланника и Последнюю обитель». Другие жены Пророка ﷺ поступили так же, как я». Тирмизи также добавляет, что этот хадис хороший (хасен) и достоверный (сахих) (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Ахзаб, 33/6, хадис № 3204).
Из книги «Асбабун-Нузуль»