Бедные богачи или почему некоторые предшественники не платили закят?

Однажды, совершив молитву за падших во время битвы при Ухуде, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на минбар и сказал: «Клянусь Аллахом, я не боюсь того, что после моей смерти вы станете многобожниками, но боюсь, что будете вы соперничать друг с другом из-за мирских благ!»

Почему Пророк (мир ему) так боялся того, что сподвижники станут соперничать друг с другом в накоплении мирских благ? Многобожие уже было искоренено на арабском полуострове, а ислам стремительно распространялся по миру. Пророк (мир ему) знал, что после его смерти люди, кроме немногих, не вернутся в многобожие. Однако он знал, что с новыми завоеваниями и открытиями мусульмане станут богатеть.

Сильные слова Абу Хурайры (р.а.) для тех, кто гонится за мирским

Богатство само по себе не является чем-то запретным или порицаемым. Однако надо помнить, что благополучие и изобилие всего является не меньшим испытанием, чем бедность. Не все выдерживают это испытание, и многие становятся рабами своего имущества. Человеческий нафс развращается, когда у него есть все, что он хочет. Этого боялся Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) для своей Уммы.

Примером в рациональном использовании благ и равнодушии к мирскому для нас являются сподвижники и следующие за ними поколения праведников. Они не радовались богатству и не огорчались лишениям. Блага они считали лишь средством достижения довольства Аллаха и спасения от адского огня.

Урва (да помилует его Аллах) сказал: «Я видел, как Аиша (да будет доволен ею Аллах) раздает 70 тысяч (не указано чего), хотя сама она ставила заплатки на своем платье».

Сабит аль-Баннани (да помилует его Аллах) рассказал: «Был один работник, который собрал небольшой капитал и спрятал его в столбе (своего дома). Когда он был при смерти, то приказал вытащить деньги и раздать их (нуждающимся). Он говорил: «Как бы я хотел, чтобы они были пометом (а не деньгами, за которые придется отвечать)!»

Как мы видим, многие из них не были рады излишку имущества, но считали его бременем, за которое придется держать ответ перед Всевышним Аллахом. Многие из них жили согласно данному хадису: «Поистине, преуспел тот, кто покорился Единому Богу, у кого есть прожиточный минимум, и он доволен дарованным ему Всевышним» Они были довольны тем, что их имущества хватало им на день или на несколько дней и, как бы странно нам это ни казалось, нечто большее они уже считали излишком.

Почему Пророк (мир ему) проявлял такое почтение к женщине, подметавшей пол в мечети?

Бакр Ибн Абдуллах аль-Музани (да помилует его Аллах) говорит: «Достаточно тебе в этом мире того, чем ты удовлетворен, даже если это горсть фиников, глоток воды и тень дерева. Каждый раз, когда бренный мир будет давать тебе что-то новое, твоё отвращение к этому будет расти».

Асим ибн Абу ан-Наджуд рассказывал: «Жалование Абу Ваиля (да помилует его Аллах) было две тысячи. Когда он получал их, то оставлял себе лишь то, что хватило бы его семье на год, а все оставшееся раздавал».

Ибн Рамих сказал: «Годовой доход Лейса ибн Са'да был 80 тысяч динаров, но на него ни разу не падала обязанность выплатить закят со своего имущества». 80 тысяч в то время были большими деньгами, и если бы Лейс ибн Са'д копил их и пускал в оборот, что не является ни запретным, ни порицаемым делом, то он должен был бы выплачивать закят нуждающимся. Однако он этого не делал, потому что излишек того имущества, из которого он тратил на свою семью, он посвящал на богоугодные дела. Да помилует Аллах наших предшественников!

Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) говорил: «Клянусь Аллахом, я застал людей, среди которых был такой, кто опекал семью своего брата по вере в течение сорока лет и тратил на их нужды свои деньги».

Передается, что Хишам ибн Хассана сказал: «Как-то мы зашли к Кахмасу ибн аль-Хасану, который находился в доме Сулеймана ибн 'Али, купившего его за 40 тысяч динаров. Дом располагался в Мас'а (место между холмами Сафа и Марва), в Мекке. Сулейман потратил на мебель и прочую утварь для этого дома еще столько же. Мы пришли к нему после аср намаза. Один из нас поднял голову и, посмотрев на потолок, сказал Кахмасу: «Абу Абд-аль-Малик, хотел бы ты владеть этим домом и есть из его запасов?» Кахмас ответил: «Нет, клянусь Аллахом, не хотел бы я владеть им, даже если бы мне его продали за четыре дирхема». Хишам сказал: «Человек, клянущийся после асра, не может врать».

О Аллах! Даруй нам то понимание, что даровал Ты предшественникам, и укрепи нас в этой религии так же, как укрепил их!

 «Раудат аз-захидин»

Социальные комментарии Cackle