Существует множество правил, которые касаются проведения собраний и посиделок. Когда сидишь вместе с верующими мусульманами, нужно иметь тахарат, надо быть в чистой и опрятной одежде.
Следует уступать место старшим по возрасту. Если молодые люди являются учеными-алимами или обладают большим достоинством, то к ним надо относиться как к старшим по возрасту («Джевахир»).
Надо стараться не проходить мимо перед старшими по возрасту. Подобные поступки становятся причиной бедности.
Во времена сыновей Исраиля на пожилых людей не обращали внимания, место уступали молодым, а вместо ученых ценили невежд. Когда они действовали таким образом, разверзалась земля и проглатывала этих молодых людей и невежд («Хулесату’ль Хакаик»).
В хадисе сказано: «Наилучшие из маджлисов те, в которых садятся напротив киблы и уступают место, чтобы могли сесть другие» (Хараити, Мекарим, 749; Таберани, Авсат, 8361; Ибн Адий «Камил», 3/263).
Нельзя без разрешения садиться между двоими, отдалив их друг от друга. Между ними могут быть очень близкие дружеские отношения или секретный разговор, и они могут быть очень недовольны тем, что их разлучили. В одном риваяте, дошедшем от Ибн Умара (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Не дозволено садиться между двоими без их разрешения» (Абу Давуд, № 4844-4845).
Нельзя садиться в середину круга. В риваяте, дошедшем от Хузайфы (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто садится в середину круга, тот проклят устами Мухаммада (с.а.с.)» (Абу Давуд, № 4826; Тирмизи, № 2956).
Здесь имеются в виду те случаи, когда человек не садится на имеющееся свободное место, а причиняя людям беспокойство, проходит через ряды в середину. Или же сидящим в маджлисе создает препятствия видеть друг друга. Такие люди были прокляты.
Нет ничего хуже, чем проклятия и осуждение устами нашего Пророка (с.а.с.) («Месабих»). Если человеку никто не уступает места, то ему следует выбрать подходящее свободное место и садиться на это место.
Не нужно кого-то заставлять подвинуться с места, чтобы сесть самому. Имам Навави (р.а.) говорил: «В данном вопросе наши ученые делали исключение для тех, кто хочет пройти на свое место, чтобы проводить беседу в маджлисе или выдавать фетву. Это такие места, которые больше подходят, чтобы они там садились» («Месабих»).
Если в маджлисе кто-то встает и уступает свое место человеку, пришедшему после него, тот не должен садиться на это место. Саид б. Абу Хасан (р.а.) рассказывал: «Достопочтенный Абу Бакр (р.а.) однажды пришел к нам, чтобы исполнить обязанность свидетеля. В это время кто-то встал и предложил Абу Бакру (р.а.) свое место, но тот не согласился. После этого Абу Бакр (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил нам это» (Бухари, № 6270; Муслим, № 2177).
В маджлисе не надо садиться во главе стола или с самого края. Можно садиться во главе стола только в том случае, если хозяин маджлиса даст на это разрешение.
Также не нужно садиться на границе тени и того места, куда падает солнце. Это такие места, куда садится шайтан. Имам Газали (р.а.) пишет: «Пусть грешник смотрит на то, как сидит обладатель благочестия (таква), и берет пример с его поведения. Благодаря этому, он может избавиться от своих дурных привычек. А ленивый человек, видя трудолюбивого, должен брать с него пример».
От Абу Хурайры (р.а.) сообщается следующее: «Если в то время, когда кто-то из вас сидит в тени, солнце отвернется, и его тело частично окажется под солнцем, пусть он встает и уходит оттуда. Место, где он сидел, это место шайтана».
Это место приписывается шайтану по той причине, что садящегося туда человека шайтан вводит в искушение, чтобы в итоге тот заболел. Поскольку если часть тела оказывается под солнечными лучами, а другая часть остается в тени, то это приводит к болезни. Также произойдут перемены в человеческом характере и моральных качествах. А это очень по душе шайтану.
Те, кто сидит с верующими, должны образовать тесные ряды, садясь близко друг к другу. Такое расположение будет способствовать их единству и позволит почувствовать сердечную теплоту друг друга.
Надо избегать того, чтобы каждому садиться отдельно, далеко друг от друга. Джабир б. Сумра (р.а.) рассказывал: «Когда пришел наш Пророк (с.а.с.), асхабы сидели разрозненно.
– Почему вы так сидите? – спросил он у них (Абу Давуд, № 4823; Насаи, Кубра, 11557; Муслим, № 430). То есть он хотел, чтобы они сидели, образовав ряды или круг.
Мусульманин должен предпочесть сидеть рядом с бедняками, обладателями имана и благочестия. В хадисе сказано: «Садитесь со старшими, спрашивайте у ученых и беседуйте с мудрецами» (Келабази «Бахру’ль-Феваид», 1/99; Ибн Адий «Камил», 6/528).
Надо сидеть вместе с такими людьми, которые при взгляде на них напоминают людям Аллаха, а когда заговорят, то пробуждают в людях духовный экстаз. Иначе говоря, надо сидеть вместе с авлия.
Имам Газали (р.а.) пишет: «Если грешный человек при разговоре с праведником вспоминает Аллаха и в нем просыпается желание делать что-то хорошее, то ему и дальше следует сидеть с этим человеком».
Джафар б. Сулейман (р.а.) говорил: «Когда я чувствовал в себе леность в исполнении благих дел, то смотрел на резвость Мухаммада б. Васи (р.а.) в поклонении и тем самым уничтожал свою лень».
Продолжение следует...
Понравилась публикация? Поделитесь с друзьями!