Согласно Матуриди, предания могут содержать в себе ложь или быть полностью ложными. Поэтому, когда до кого-либо доводят некое предание, ему не следует говорить о его достоверности или ложности, до тех пор, пока он не будет точно знать, достоверно оно или же ложно. Так как предания являются источником многих знаний, которыми владеет человек, нет сомнений в том, что они являются источником знаний. Например, источником знаний правления мирских властителей, улаживания каких-либо проблем, мудрости и посланий, а также людей искусства являются не чувства и разум, а предания . Помимо этого, знания о повелениях и запретах, поощрении к чему-либо и остережении от чего-либо («ва’д» и «ва’ид»), о дозволенном, запретном и подобных вещах содержатся в преданиях . Любое предание подпадает под определение предания, данное Матуриди. Становится ясно, что под преданиями, являющимися источником достоверных знаний, он подразумевал не только Коран и Сунну, любое достоверное предание, дающее информацию о чем-либо из прошлого или чем-либо вообще («семи’»/ «накиль»).
Некоторые исследователи рассматривали взгляды Матуриди на предания в целом и отдельно на хадисы и Сунну вместе со взглядами других матуридитов, поэтому трудно выделить его собственные взгляды по данному вопросу. Для освещения данной темы полезнее будет не рассматривать общее понимание матуридитами хадисов, а, двигаясь только по собственным произведениям Матуриди, изучить его подход к преданиям, в которые входят и хадисы. На самом деле, в отличие от других ученых, Матуриди, пользуясь особенной характеристикой, разделил предания на три группы:
-Предания Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!) (Хабару-р расуль)
После того, как Матуриди говорит о том, что принять предания в качестве источника знаний это обязанность разума, он добавляет, что предания, переданные почтенным Пророком (мир ему и благословение Всевышнего!) от Аллаха, также должны быть приняты. Потому что предания, переданные Пророком от Аллаха, это правдивые предания (хабар-ы садык) и, учитывая наличие чудес, подтверждающих их, невозможно отрицать предания пророков. Другими словами, достоверность этих преданий подтверждена разумом. Ведь Матуриди говорил, что, каким бы ни было предание, можно проверить разумом, является ли оно ложным или же достоверным. Если кто-либо отрицает эти предания, то делает это лишь из-за гордыни, упрямства и желания создать проблему. Совершенно явно, что под его объяснениями, связанными с преданиями Посланника, подразумевается божественное откровение/Коран. Он считал Коран чудом разума. Ведь, когда почтенный Пророк призывал людей к вере, Коран бросил вызов ораторам, мудрецам, поэтам и лингвистам того времени, и никто не смог создать что-либо подобное ему. С этой точки зрения, Коран, являясь чудом разума, включает в себя неоспоримые и достоверные знания. Поэтому, согласно ему, все предания, что находятся вне Корана и «противоречат аргументам разума и Корану, должны быть отвергнуты».
-Предания от Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!) (Хабару мина-р расуль)
В то время, как все предания можно поделить на «ахад» и «мутаватир», в системе Матуриди эта классификация применяется лишь для преданий от Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!).
-Предания-мутаватир
Матуриди дал термину «предание-мутаватир» отличное определение от того, что давалось учеными и хадисоведами до него. До него преданием-мутаватир называли предание, переданное от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) людьми, о которых нельзя единогласно сказать, что они солгали. Матуриди же определял предания-мутаватир как такие, которые были переданы нам от Пророка через людей, которые могли ошибиться или соврать. Потому что они, в отличие от пророков, не обладали аргументами или доказательствами, подтверждающими их правильность и непогрешимость. Если отрицается любая вероятность того, что предание может быть ложным, то это предание подобно преданию Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!).
-Предания-ахад
Предания-ахад Матуриди определяет как не такой надежный источник знания, как предания-мутаватир, а также ставит их ниже преданий-мутаватир в вопросе их принадлежности Пророку Милости почтенному Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего!), считает их не настолько достоверными. Однако, если передатчики всесторонне изучены, содержание преданий исследовано и сравнено с другими каноническими текстами, то можно действовать, согласно преданиям-ахад. После проделанных операций, согласно полученному результату, это предание либо принимается, либо же отбрасывается. Но, в любом случае, достоверность таких преданий вызывает сомнения . Поэтому многие мутакаллимы принимали мысль о том, что предания-ахад не несут конкретной информации и их нельзя использовать в вопросах вероубеждения. Матуриди же, разделив знание на две категории – знание о действиях (‘ильму-ль а’маль) и знание о свидетельствовании (‘ильму-ш шахада) – и утверждал, что предания-ахад имеют ценность не в вопросах убеждения (свидетельствования), а в вопросах действий .
-Общие предания
В эту категорию входят предания, несущие сведения по истории, географии, родословным, искусству, политике, языку и другим темам. Эти предания, в случае их достоверности, являются важным источником знаний для людей. Существует много тем, знания о которых содержатся в общих преданиях и которые нельзя получить каким-либо другим путем, кроме как из преданий: знания о роде и имени человека, знания о драгоценных камнях и их названия, названия других существ, причины того, что человек продолжит жить, или причины его смерти, фармацевтика, блага и зло, которые человек не сможет понять лишь своим разумом; рода людей, их разделение по расам и классам, медицина, языки, искусство, войны и подобные знания. Испокон веков люди получали пользу от этих знаний и при помощи этого способа развивали различные отрасли науки.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.