Асбабун-Нузуль: аяты Корана об искушении и прелюбодеянии

Фото: Rembolle/ shutterstock.com

Фото: Rembolle/ shutterstock.com

وَإِنْ أَدْرِي لَعَلَّهُ فِتْنَةٌ لَّكُمْ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ 

«Я не знаю [почему вы до сих пор не наказаны], возможно, это – искушение для вас, или же вам даны блага на время [просто дана отсрочка от наказания]» (аль-Анбия, 111).

В одном из риваятов говорится, что однажды Пророк ﷺ увидел во сне, что некоторые члены рода Умайя (Омейяды) стали великими правителями. Тогда аль-Хаким пошел к роду Умайя и рассказал им об этом. На что те сказали: «Вернись и спроси его, когда это случится!»

И тогда были ниспосланы аяты: «Я не знаю, скоро ли наступит обещанное вам, или нет нескоро …», – а также аят: «Я не знаю, возможно, это – искушение для вас, или быть может же вам даны блага на некоторое время…» (Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джами‘ ли Ахкям аль-Куръан, 11/233).

Может ли человек сглазить самого себя?

وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَاجْلِدُوهُمْ
ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلَا تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَدًا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Кто обвинит целомудренных женщин [в прелюбодеянии], не приведя четырех свидетелей [которые будут свидетельствовать о том, что сами лично видели], того накажите восемью десятью ударами плети. И никогда впредь не принимайте их свидетельство [ни в чем], потому что они – нечестивцы [ложное обвинение в прелюбодеянии – очень большой грех]» (ан-Нур, 4).

Как указано в «Сахихе» имама аль-Бухари, это аят был ниспослан о жене Уваймира. Однако от Саида ибн Джубайра было также передано, что аят был ниспослан в связи со случаем клеветы на досточтимую Аишу (Алуси, XVIII, 88).

«Человек создан торопливым»: в чей адрес был ниспослан этот аят?

Фото: Maylim / shutterstock.com.

Фото: Maylim / shutterstock.com.

وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُن لَّهُمْ شُهَدَاء إِلَّا أَنفُسُهُمْ
فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ
وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ وَيَدْرَأُ 
عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ 
وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِن كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ
وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ

«А кто обвинит [в прелюбодеянии] свою жену, не имея свидетелей, кроме самого себя, тот пусть четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он говорит правду. А на пятый раз [пусть скажет], что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. И ее [обвиненную в прелюбодеянии жену] не накажут, если она четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он [ее муж] лжет. А на пятый раз [пусть скажет], что гнев Аллаха ляжет на нее, если он [ее муж] говорит правду. Если бы не щедрость и не милость Аллаха к вам [то наказание постигало бы грешников сразу]. И, поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Мудрый» (ан-Нур, 6).

Между тем Суюти предоставляет место еще одному отличающемуся от остальных гариб-риваяту аль-Беззара от Хузайфы. В этом сообщении Хузайфа повествует: «Посланник Аллаха ﷺ однажды спросил у Абу Бакра: «Что бы ты стал делать, если бы вместе с Умм Руман увидел какого-то мужчину?»

Абу Бакр ответил: «Конечно же, я сделал бы ему кое-что плохое».

В этот раз Пророк ﷺ, повернувшись к ‘Умару, спросил: «А ты, о ‘Умар?»

Достопочтенный ‘Умар дал такой ответ: «Да пошлет Аллах проклятия самому немощному, он конечно же мерзок». И вслед за этим был ниспослан этот аят (Суюти “Любаб ан-нукуль”, II, 24).

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle