Асбабун-Нузуль: аяты Корана об искушении и прелюбодеянии
وَإِنْ أَدْرِي لَعَلَّهُ فِتْنَةٌ لَّكُمْ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ
«Я не знаю [почему вы до сих пор не наказаны], возможно, это – искушение для вас, или же вам даны блага на время [просто дана отсрочка от наказания]» (аль-Анбия, 111).
В одном из риваятов говорится, что однажды Пророк ﷺ увидел во сне, что некоторые члены рода Умайя (Омейяды) стали великими правителями. Тогда аль-Хаким пошел к роду Умайя и рассказал им об этом. На что те сказали: «Вернись и спроси его, когда это случится!»
И тогда были ниспосланы аяты: «Я не знаю, скоро ли наступит обещанное вам, или нет нескоро …», – а также аят: «Я не знаю, возможно, это – искушение для вас, или быть может же вам даны блага на некоторое время…» (Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джами‘ ли Ахкям аль-Куръан, 11/233).
Может ли человек сглазить самого себя?
وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَاجْلِدُوهُمْ
ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلَا تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَدًا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Кто обвинит целомудренных женщин [в прелюбодеянии], не приведя четырех свидетелей [которые будут свидетельствовать о том, что сами лично видели], того накажите восемью десятью ударами плети. И никогда впредь не принимайте их свидетельство [ни в чем], потому что они – нечестивцы [ложное обвинение в прелюбодеянии – очень большой грех]» (ан-Нур, 4).
Как указано в «Сахихе» имама аль-Бухари, это аят был ниспослан о жене Уваймира. Однако от Саида ибн Джубайра было также передано, что аят был ниспослан в связи со случаем клеветы на досточтимую Аишу (Алуси, XVIII, 88).
«Человек создан торопливым»: в чей адрес был ниспослан этот аят?
وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُن لَّهُمْ شُهَدَاء إِلَّا أَنفُسُهُمْ
فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ
وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ وَيَدْرَأُ
عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ
وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِن كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ
وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ
«А кто обвинит [в прелюбодеянии] свою жену, не имея свидетелей, кроме самого себя, тот пусть четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он говорит правду. А на пятый раз [пусть скажет], что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. И ее [обвиненную в прелюбодеянии жену] не накажут, если она четырежды засвидетельствует [каждый раз сопровождая это клятвой] Аллахом, что он [ее муж] лжет. А на пятый раз [пусть скажет], что гнев Аллаха ляжет на нее, если он [ее муж] говорит правду. Если бы не щедрость и не милость Аллаха к вам [то наказание постигало бы грешников сразу]. И, поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Мудрый» (ан-Нур, 6).
Между тем Суюти предоставляет место еще одному отличающемуся от остальных гариб-риваяту аль-Беззара от Хузайфы. В этом сообщении Хузайфа повествует: «Посланник Аллаха ﷺ однажды спросил у Абу Бакра: «Что бы ты стал делать, если бы вместе с Умм Руман увидел какого-то мужчину?»
Абу Бакр ответил: «Конечно же, я сделал бы ему кое-что плохое».
В этот раз Пророк ﷺ, повернувшись к ‘Умару, спросил: «А ты, о ‘Умар?»
Достопочтенный ‘Умар дал такой ответ: «Да пошлет Аллах проклятия самому немощному, он конечно же мерзок». И вслед за этим был ниспослан этот аят (Суюти “Любаб ан-нукуль”, II, 24).
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Политические режимы арабских монархий. Классификация разновидностей монархического правления
С. А. Каминский, проводя классификацию монархий Персидского залива, разделил их на две группы: абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар, ОАЭ) и конституционные монархии – Кувейт и Бахрейн. В качестве критерия классификации берется способ ответственности правительства, в первом случае – перед монархом. Во втором – перед монархом и парламентом
-
Неоспоримые доказательства истинности Откровения
Получение первого Откровения – основа, на которой строится вера во все остальные положения религии. Правильное понимание его и несомненная убежденность в истинности его составляет обязательное условие твердости веры в сообщения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) о делах мира потустороннего и нормах шариата.
Откровение, по сути, является единственным средством различения двух типов людей: человека-пророка – обладателя сверхчеловеческих способностей, который увещевает не от себя, а только лишь от Своего Господа (и при этом ничего не искажает, не добавляет и не скрывает) и обычного (простого) человека, мыслящего по-своему лишь в пределах своих человеческих возможностей и принимающего решения в соответствии со своим мнением и своими взглядами.
-
Уникальные кофейные традиции арабского общества
Хозяин дома всегда первым выпивает чашечку свежесваренного кофе, чтобы удостовериться в его хорошем вкусе перед тем, как подать гостям. Глава дома не может позволить запятнать свое имя, предложив гостям плохой кофе. Арабский кофе почти всегда без сахара, но в него добавляются различные специи, в частности, кардамон. Обычно кофе подается отдельно от всего, но может подаваться с финиками.
-
Что ислам говорит о детях, рожденных вне брака?
У моей подруги была внебрачная связь с мужчиной, после этого она забеременела. Я хотела узнать, как ислам относится к детям, рожденным от внебрачной связи?
-
Признаки благого нрава
Благой нрав – это «мешочек» духовного богатства верующего. В хадисах сказано, что это одно из «приобретений», за которое большинство верующих попадут в Рай. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил, что наиболее любимым перед Всевышним является тот, кто отличается более благим нравом. Но что можно считать благим нравом, какие черты в него входят? Опираясь на Сунну и Коран, можно выделить некоторые качества, которые уместно отнести к проявлениям благонравия.
-
Дуа, произносимая у могилы Пророка (ﷺ)
Имам Навави (рахимухуллах) сказал: «Тот, кто совершает хадж или умру, по возвращению из Мекки пусть направиться в Лучезарную Медину, дабы посетить могилу Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Ибо это является наиболее важным, и приводит людей к тому, чему они стремятся».
-
Правда ли, что мусульманам запрещено плакать?
Кстати, в народе есть мнение, что мусульманам плакать запрещено. Так ли это на самом деле?
-
Дозволен ли бокс и другие виды боевых искусств в исламе?
Какие виды спорта запрещены в исламе? Что делать человеку, который хочет быть сильным и способным постоять за себя? Ислам поощряет занятия спортом и разные увлечения, приносящие пользу телу и ментальному здоровью человека. Однако...