Асбабун-Нузуль: аят о лицемерах, которые насмехались над Пророком ﷺ
يَحْلِفُونَ بِاللّهِ مَا قَالُواْ وَلَقَدْ قَالُواْ كَلِمَةَ الْكُفْرِ وَكَفَرُواْ بَعْدَ إِسْلاَمِهِمْ وَهَمُّواْ بِمَا لَمْ يَنَالُواْ وَمَا نَقَمُواْ إِلاَّ أَنْ أَغْنَاهُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ مِن فَضْلِهِ فَإِن يَتُوبُواْ يَكُ خَيْرًا لَّهُمْ وَإِن يَتَوَلَّوْا يُعَذِّبْهُمُ اللّهُ عَذَابًا أَلِيمًا فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَمَا لَهُمْ فِي الأَرْضِ مِن وَلِيٍّ وَلاَ نَصِيرٍ (74)
«(Лицемеры) клянутся Аллахом, что не говорили ничего (плохого о тебе, Мухаммад). Однако они говорили слова неверия и стали неверующими после того, как приняли Ислам. Они задумали то, чего не смогли сделать (двенадцать человек пытались напасть на Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) после его возвращения из Табука. Аммар ибн Ясир ударил одного из них, и они отступили). Они мстят (вам) только за то, что Аллах и Его Посланник обогатили вас из Его щедрости. Если они раскаются (в своем лицемерии и уверуют в тебя), это будет лучше для них. А если они откажутся (от веры), то Аллах накажет их болезненно и в этом мире, и в мире вечном (в Аду). И нет им на земле ни покровителя, ни помощника!» (Ат-Тауба, 74).
Читайте также: «Жизнь – за жизнь»: свирепые времена джахилии в суре Аль-Маида
В одном из эти риваятов говорится, что данный аят является одним из аятов ниспосланных в отношении мунафиков во время похода на Табук. Катада говорил: «Во время похода на Табук, подрались два человека, один из них был из племени Джухайна, а другой из племени Гифар. Когда человек из племени Гифар побил человека из племени Джухайна, то представители этого племени пришли за помощью к Абдуллаху ибн Убаййу, так как у них с ним было заключено соглашение.
Абдуллах ибн Убайй обращаясь к своим соплеменникам из племени Аус, сказал: «О, сыновья Ауса! Бегите на помощь вашему брату. Клянемся Аллахом, примером наших отношений с Мухаммадом служит поговорка «Откармливай пса, чтобы потом он съел тебя». Клянемся Аллахом, когда мы вернемся в Медину, то самые благородные и сильные из нас, изгонят оттуда самых ничтожных».
Один мусульманин, услышавший эти слова, пришел к посланнику Аллаха ﷺ и все ему рассказал. Посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Абдуллаха ибн Убаййа, который стал клясться, что не говорил ничего подобного. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят».
В риваяте Даххака история, связанная с ниспосланием данного аята рассказывается более подробно, а также указывается, что данный аят был ниспослан в отношении мунафиков, принявших участие в походе на Табук. В соответствии с этим риваятом, когда мунафики оставались наедине друг с другом, то они начинали оскорблять посланника Аллаха ﷺ и его сахабов, и поносить религию.
Читайте также: Земные блага и вечность – испытания для верующих
Когда же Хузайфа сообщил об этом посланнику Аллаха ﷺ, то посланник Аллаха ﷺ позвал к себе этих мунафиков, и спросил: «Что за разговоры вы ведете, о которых мне сообщили?». Каждый из этих мунафиков поклялся в том, что не говорил ничего подобного. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят, в качестве подтверждения того, что они лгут.
Данный аят был ниспослан в отношении мунафиков, которые насмехались над посланником Аллаха ﷺ и над истинной религией, которую он принес, и в данном аяте делается ударение на состоянии души мунафиков. Кроме того, из этих риваятов можно сделать вывод, что хукм данного аята охватывает всех, кто принимал участие в подобных событиях.
Они вредили Пророку ﷺ, и Аллах ниспослал эти аяты
Они говорили о посланнике Аллаха непристойные и недостойные его вещи. Некоторые из них говорили им: «Не говорите таких вещей, если он узнает об этом, то это станет аргументом против нас».
Читайте также:
-
Если женщина в мирской жизни была несколько раз замужем, то с кем из мужей она будет в ахыра?
Прежде всего, не следует забывать об особенностях Рая. Если забыть об этой особенности, то многие вопросы останутся без ответа. Это особенностью является следующее: Рай – это место безграничного счастья. Человек, вошедший в Рай, не встретит там ничего, что могло бы хоть как-то затенить это счастье...
-
Может ли шайтан явиться в образе человека?
Порой люди осознают, что перед ними джинн, однако шайтаны часто обманывают их и представляются ангелами, называют себя людьми из потустороннего мира или заявляют, что они – души умерших.
-
Я соблюдающая мусульманка. Могу ли я ходить летом на пляж?
Женщина может купаться в море, если находится в надежном месте со своими...
-
6 дуа, которые читал праведный халиф Умар (р.а.)
Благословенный Умар (да будет им доволен Всевышний Аллах), а когда принял Ислам ему было 33 года, а в 52 стал вторым праведным халифом, сменив упокоившегося Абу Бакра (да будет им доволен Всевышний Аллах). Рослый, крепкого сложения Умар, отличавшийся своей нескончаемой энергией, быстрой походкой и громогласным голосом, был воплощением богобоязненного раба Аллаха, о котором Всевышний скажет в одном из аятов Священного Корана так:
-
6 вопросов относительно Ночи Предопределения
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о признаках Ночи Предопределения сказал: «Признаком Ночи Предопределения является то, что эта ночь
-
Зачем совершать дуа, если все уже предопределено?
Тема дуа и ее взаимоотношения с судьбой очень важная, поскольку вокруг нее существует определенная путаница. Некоторые люди задают вопрос: «Если все уже предопределено, то зачем просить о чем-либо в дуа? Если Аллах предписал что-либо, то это будет и без совершения дуа, а что не предписано не будет, сколько бы человек не делал дуа».
-
Финики - лекарство, отмеченное исламом и наукой
У Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были свои любимые блюда и продукты, каждый из которых при более подробном анализе обнаруживает множество полезных свойств. Среди них – финики, отмеченные как в аятах Корана, так и в хадисах. В хадисах они упоминаются как полноценная еда, противоядие против колдовства, отравления, паразитов, как полезный продукт для женщин и как … плоды Рая.
-
5 хадисов о воспитании дочерей
В темные доисламские века среди арабов была распространена практика хоронить своих дочерей заживо, поскольку сами по себе они не представляли особой ценности для общества и в то же время считались источником потенциального позора и бесчестия для рода.