00:00
«Поистине, (единственная истинная) религия для Аллаха – это ислам. Те, кому была дана Книга, разошлись во мнениях лишь после того, как к ним пришло знание, и из-за зависти одних к другим. Кто не поверил в аяты Аллаха, то (пусть знает, что) поистине, Аллах скор в расчете» (Алю-Имран, 19).
Абу Сулейман ад-Димашки говорил: «Иудеи утверждали, что только иудаизм является истинной религией, а христиане утверждали, что только христианство является истинной религией. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят».
«Разве ты (о Мухаммад) не видел, как тех, кому была дана доля из (священных) книг, призывают к Книге Аллаха, чтобы (по ней) рассудить их (выяснить, кто из них прав, а кто нет), однако некоторые из них отворачиваются (от нее) и они – отказывающиеся (принимать ее законы)?».
В том, что касается причины ниспослания данного аята, возникли разногласия. А именно: Судди говорил: «Посланник Аллаха (с.а.с.) призвал иудеев к исламу. Один из них по имени Нуман ибн Эвфа сказал: «Пойдем к христианским священникам и пусть они вынесут решение».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет, наоборот, давай обратимся к решению книги Аллаха». Нуман ибн Эвфа продолжал упорствовать на своем, говоря: «Нет, мы непременно должны обратиться за решением к христианским священникам». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/362).
В риваяте, переданном Саидом ибн Джубайром и Икримой от Ибн Аббаса сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) вошел в дом, в котором группа иудеев читала Тору, и призвал их к Аллаху (к истинной религии Аллаха). Среди этих иудеев были два человека, одного из которых звали Нуайм (или Нуман) ибн Амр, а второго Харис ибн Зейд, которые обратившись к посланнику Аллаха (с.а.с.) спросили: «О, Мухаммад, а какой религии следуешь ты?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Я следую религии Ибрагима». Они сказали: «Ибрагим же был иудеем». Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Давайте обратимся к Торе и пусть она станет судьей между мной и вами», но иудеи не приняли его предложения. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 3/145; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 70).
Кельби говорил, что этот аят был ниспослан по поводу наказания для двух жителей Хайбара из числа иудеев, которые совершили прелюбодеяние (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 70). Фахруддин ар-Разы приводит развернутый риваят, касающийся данной истории, переданный от Ибн Аббаса.
В этом риваяте говорится о том, что один мужчина и одна женщина из числа иудеев совершили прелюбодеяние. Они оба были знатного происхождения. В их книге говорилось, что наказанием за прелюбодеяние является смертная казнь путем забивания камнями.
Читаем вместе: «Прелюбодеяние имеет 6 последствий, 3 из которых проявятся в этом мире, а 3 – в будущей жизни»
Однако в этот раз иудеи не захотели забивать камнями за прелюбодеяние людей знатного происхождения, и в надежде на то, что в их религии есть какое-то исключение или возможность избежать этого, пришли с этим вопросом к посланнику Аллаха (с.а.с.).
Однако посланник Аллаха (с.а.с.) в отношении обоих вынес решение о забивании их камнями. Тогда иудеи сказав: «О, Мухаммад! Этим своим решением, ты причинил нам зло. У нас нет такого наказания, как забивание камнями», отвергли это решение.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть судьей между нами будет Тора. В ней есть раджм (забивание камнями за прелюбодеяние). Кто самый знающий из вас?». Они сказали: «Абдуллах ибн Сурийа из Фадака». Привели Ибн Сурийу и приготовили Тору.
Читая Тору и дойдя до аята, в котором говорится о забивании камнями за прелюбодеяние, Ибн Сурийа попытался прикрыть это место рукой и пропустив его, продолжить читать далее, но Абдуллах ибн Салям сказал ему: «О, посланник Аллаха! Он пропустил тот аят, в котором упоминается раджм», и, подняв руку Ибн Сурийи, все присутствующие увидели аят, в котором говорилось о раджме (забивании камнями).
Это интересно: О двух видах людей, совершающих молитву
Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал применить в отношении прелюбодеев наказание, указанное в Торе, и их забили камнями. Это очень разозлило иудеев, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/366; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 7, 216-217).
В тафсире 93 аяты суры Али Имран, Бухари описывает это событие следующим образом: передаётся от Ибн Умара, что однажды иудеи привели к посланнику Аллаха (с.а.с.) мужчину и женщину, совершивших прелюбодеяние. Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «Что вы делаете с теми, кто совершает прелюбодеяние?». Иудеи ответили: «Мы выкрашиваем им лица в черный цвет и бьем их».
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «Разве в Торе вы не видите предписания забивать камнями совершивших прелюбодеяние?». Иудеи ответили: «Нет, мы не видели ничего подобного». Тогда Абдуллах ибн Салям сказал им: «Вы лжете! Если вы правдивы в своих словах, то принесите Тору и прочтите ее».
Иудеи принесли свитки Торы и открыли их. Священник, читавший Тору, закрыл рукой аят о раджме, прочитав предыдущий и последующий аяты. Абдуллах ибн Салям сделал ему знак, чтобы он поднял руку. Когда священник поднял руку, Абдуллах ибн Салям спросил: «А это что? Разве это не аят, в котором говорится о раджме (забивании камнями)?». Увидев это, иудеи вынуждены были сказать: «Это аят, в котором говорится о раджме».
После этого посланник Аллаха (с.а.с.) приказал забить камнями мужчину и женщину, совершивших прелюбодеяние. Их казнили недалеко от Масджидун-набави, на том месте куда приносили тела умерших, для совершения джаназа-намаза.
Ибн Умар сказал: «Я видел, как казнили этих двух иудеев, забив их камнями. Мужчина склонился над женщиной, стараясь защитить ее от камней» (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/366; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 7, 216-217).
Наккаш указывал на то, что данный аят был ниспослан в отношении группы иудеев. Сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) призвал их к исламу, но они в ответ сказали: «Мы более тебя достойны истинного пути. Аллах посылал пророков исключительно из числа сынов Исраилевых», тем самым отвергнув пророчество посланника Аллаха (с.а.с.).
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тогда принесите Тору и посмотрим, в ней упоминаются мои качества». Но иудеи не приняли этого предложения, и в связи с этим и был ниспослан этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/367; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/33).
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Автор: профессор, доктор Бадреддин Четинер