"Адский огонь для них запретным является, более того, становится он подобным розе и приветствует их"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 228. Аллегория
Если станешь ты, подобно мне, влюбленным и тоскующим,
Словно саламандра, ты в этот огонь войдешь.
Крылья твои не сгорят, несомненно,
Посему, несмотря на жар, подобен воде огонь, [так и] знай!
Влюбленный обретает истину, словно Халиль (пророк Ибрахим – прим. ред.),
Так что становится огонь для него Сальсабилем.
О увязший в нафсе и желании,
Огонь – это то, что там осталось.
Если освободишься ты от алчности, а затем от желания,
Станешь ты Халилем (пророком Ибрахимом – прим. ред.) на пути к Аллаху.
Кто в огонь любви к Нему вошел,
Тот, подобно саламандре, крупной птицей является.
Разве огонь сжигает огонь?
Стал он подстилкой для Друга Истинного (халил-и Хак).
Верующие, всецело являющиеся Халилем (пророк Ибрахимом – прим. ред.),
Разве станут из-за этого огня униженными и презренными?
Адский огонь для них запретным является,
Более того, становится он подобным розе и приветствует [их].
Верующие подобны саламандре, о юноша.
Посему, не горят они в огне, несомненно.
Место утки в воде находится,
Если войдет в огонь, то станет пеплом она.
Эти два рода в мире постоянно существуют,
Один бдящим, а другой спящим является.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Дети великой катастрофы: народ Нуха (непокорность и потоп)
Пророк Нух стоял и плакал в стороне, произносил ду’а своему Господу: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!(Нух, 71:26). Как же он дошел до такого состояния? Как же было полностью исчерпано терпение Пророка? Ведь Нух день и ночь объяснял своему народу про Аллаха, подняв ладони, умолял Аллаха о том, чтобы его народ не настигло наказание (Нух, 71:5). Однако после того, как он получил повеление Аллаха: «Не проси Меня за тех, которые поступали несправедливо. Они будут потоплены» (Му’минун, 23:27), пророку Нуху не оставалось ничего другого, как только признать: «О Господи! Меня одолели. Помоги же мне!»
-
В какие промежутки времени запрещено читать намаз?
Существует три промежутка времени, в которые посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил нам совершать намаз, и хоронить покойных
-
Испытания как проявления любви Аллаха
Испытания часто воспринимаются людьми как проявление нелюбви Всевышнего к человеку. Это мешает в полной мере осознать благо и пользу ниспосылаемых тягот. Первая завеса, отделяющая человека от этого понимания, это мнение, что Всевышний посылает их из нелюбви к Своим творениям. В Коране Всевышний Аллах не раз говорит о Своем милосердии и сострадании к людям:
-
Что Всевышний создал первым?
«Аллах Всевышний сотворил разум из скрытого нура (света). Прежде он (разум) был огорчен, и попросил вывести его наружу из вечного знания. Аллах наделил разум знанием, пониманием, аскетизмом и богобоязненностью. Он вложил в глаза разума стыдливость, в язык мудрость и благо в уши. А в его сердце Он вложил сострадание и милосердие. Внутри него Он поместил милость. Таким образом, разум был наделен всеми совершенствами».
-
Может ли самоубийство быть предопределено Всевышним?
Вопрос: можно ли объяснить решение человека уйти из жизни предопределенностью судьбы? И правильно ли задаваться подобными вопросами мусульманину?
Ответ: каждый имеет право задать интересующий вопрос относительно судьбы. Наличие такого вопроса не означает, что человек отвергает какой-либо аспект религии. В этой статье мы постараемся разъяснить данный вопрос более детально.
-
Правда ли, что в раю будут реки из вина?
Создатель «Аль-Кашшафа» Замахшари говорит: «Повествуя о Рае, Всевышний поясняет, что в Раю есть реки." Согласно преданиям, в раю текут несколько рек. Но правда ли, что среди них есть реки и из вина?
-
Когда наступит ночь Предопределения в 2020 году?
Одним из самых важных способов, что помогут правильно встретить ночь Ляйлятуль-Кадр и получить от нее максимальную пользу, является...
-
Люди, которых пророк Мухаммад (мир ему) называл самыми страшными ворами
Кого Пророк Мухаммад (мир ему) считал самым страшным вором?