Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо кладбища, увидел женщину, которая рыдала возле могилы близкого ей человека. Пророк сделал ей наставление: «Побойся Аллаха и прояви достойное терпение».
Женщина не узнала Пророка и в сердцах сказала ему: «Уйди, ведь тебя не постигло то, что постигло меня!». Ничего не сказав, Посланник ушел. Ей рассказали о том, что это был Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), после чего она поспешила к нему домой и сказала: «Я не узнала тебя тогда». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Воистину, терпение надо проявлять в самый трудный момент» (аль-Бухари, Муслим).
Эти и другие хадисы показывают нам, что при посещении кладбища нужно придерживаться определенных правил.
Прежде чем говорить об адабах, следует сперва упомянуть достоинство посещения кладбища, ведь это деяние напоминает людям о неизбежности смерти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Посещайте могилы, ведь это напомнит вам о жизни вечной».
Многие ученые говорили, что посещение могил является сунной муаккада (то есть, сильной сунной). Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) периодически посещал могилы своих сподвижников, просил за них прощения у Аллаха и молился за них. Причем, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посещал кладбище в любое время суток: днем и ночью, не ограничивая это каким-либо промежутком времени.
Один из мудрецов говорил: «Если дела твои плохи, то наведайся на кладбище, ведь это смягчает сердце и напоминает о Вечности». Сообщается, что когда при Усмане (да будет доволен им Аллах) говорили об Аде и Рае, он не плакал. Когда же ему напоминали о могилах и загробной жизни, он начинал плакать. Однажды его спросили о причине этого, и он сказал: «Могила – первая обитель человека в Вечности. Если он спасется в ней от наказания, то остальные этапы будут легче для него. Если же он не спасется, то дальше будет только хуже».
Адабы посещения кладбища:
1. Искреннее намерение.
Самым главным адабом посещения могил, конечно же, является правильное намерение. Какое бы поклонение ни совершал человек, без искреннего намерения он может не получить обещанных наград или даже заработать грех. Человек, отправляющийся на кладбище, должен стремиться этим выполнить сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сделать добро для верующих душ, которые ожидают от нас дуа.
2. Приветствие при входе на кладбище.
Пришедшему на кладбище первым делом нужно поприветствовать обитателей могил так, как делал это Посланник Аллаха (мир ему). В одном из хадисов Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что на ее вопрос: «Что мне говорить при посещении кладбища?», Пророк ответил ей: «Говори следующие слова:
السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
Транслитерация:
«Ас-саламу галя ахль ад-дияр мин аль-му'минина ва аль-муслимина. Ва ярхаму-л-Лаху аль-мустакдимина минна ва аль-муста'хирина, ва инна ин ша Аллаху бикум лахикун».
Перевод:
«Мир лежащим здесь верующим и мусульманам. Да помилует Аллах тех из нас, кто ушел раньше, а также тех, кто задержался. Мы, если Аллах пожелает, скоро присоединимся к вам» (Муслим).
3. Запрещено сидеть на могилах.
К очередному правилу посещения кладбища относится запрет на ходьбу над могилами. Запрещается также сидеть на могилах или опершись на них. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сидеть на горящем угле, который прожжет вашу кожу и одежду, куда лучше для вас, чем сидеть на могилах» (Муслим).
Также о запрете ходьбы над могилами посланник Аллаха говорил: «Я бы предпочел пройтись по горящему углю или мечу, чем ходить по могиле мусульманина» (Ибн Маджа).
Эти слова Пророка указывают на то, что могилы людей достойны уважения. Возле них не следует заниматься пустой болтовней, бесполезными делами и тем более переходить границы, установленные посланником Аллаха.
4. Чтение Корана возле могил.
Множество ученых из предшественников Уммы говорили о том, что нет ничего дурного в чтении Корана возле могил. Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) писал: «Желательно после погребения прочитать часть Корана возле могилы усопшего. Если же люди сделают хатм (то есть, прочтут весь Коран), то это будет лучше».
Также ученые высказывались о желательности посвящения наград за чтение Корана усопшим. На дозволенность этого указывают различные хадисы и высказывания сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И позволяется посвящать усопшим награду не только за чтение Корана, но и за любые другие благодеяния. Имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал: «В соответствии с текстами, пришедшими в этом вопросе, любое из добрых деяний доходит до умершего».
5. Запрещено ругать покойных.
Желательно упоминать хорошие качества умерших и запрещено ругать их и вспоминать об их грехах. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе запретил ругать покойных мусульман: «Не поносите мертвецов, ведь они уже завершили свой срок пребывания (в этом мире)» (аль-Бухари).
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не поминайте умерших, кроме как благими словами!» (ан-Насаи).
«Бадаиу' ас-Санаи'», аль-Касани