Фото: John Wreford / shutterstock.com.
«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы хотите земной жизни и ее красот, то придите, и дам вам желаемое [развод] и отпущу с миром. Но если вы стремитесь к Аллаху [желаете Его довольства], к Его Посланнику и к вечной жизни [в Раю], то Аллах приготовил добродетельным среди вас великую награду» (Ахзаб, 28-29)
История, ставшая поводом для ниспослания этого аята, излагается в жизнеописаниях Пророка ﷺ как «История об Ила» (о клятве Пророка ﷺ не посещать своих жен в течение месяца). Согласно весьма известным хадисам, после походов против Бану Курайза и Бану Надир, Пророк ﷺ, не выдержав чрезмерных мирских просьб своих жен (или некоторых из них), или их зависти друг к другу, расстался с ними и поклялся целый месяц (или 29 дней) не посещать их. В конце этого срока был ниспослан этот аят.
Согласно тому, что рассказал Ибн Са’д, жены Пророка, видя военную добычу, захваченную у Курайзы и Надира и слыша истории об образе жизни жен и дочерей Хосрова и Византийского императора и их окружения, начали высказывать Пророку ﷺ свое недовольство, говоря: «Эй, Посланник Аллаха! Жены и дочери Хосрова и Византийского императора живут в свое удовольствие в окружении невольниц, слуг, украшений и подарков. Мы же, как видишь, живем среди нужды и трудностей».
Они просили для себя больше земных благ и требовали такого же отношения к себе, как цари относились к своим женам и дочерям, тем самым нанеся ему душевную боль (Алуси, внп., XXI, 182). Эта история, произошедшая в девятом году хиджры, широко освещается в книгах по сире, истории, тафсиру и в сборниках хадисов.
Любимая женщина пророка Мухаммада ﷺ
В риваяте Бухари собственным иснадом от Ибн ‘Аббаса тот повествует таким образом: «Мне очень хотелось спросить у хазрати ‘Умара, о ком же из жен Пророка ﷺ Аллах Всевышний сказал: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то (это, конечно же, будет хорошо) ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (Ат-Тахрим, 4).
Однажды я отправился вместе с ним в хадж. Он отклонился с пути, чтобы справить большую нужду, и я последовал за ним, держа в руке флягу с водой. Пройдя чуть вперед, он справил нужду и затем вернулся. Я полил ему воду из фляги, и он совершил омовение. Решив воспользоваться этой возможностью, я спросил: «Эй, Повелитель правоверных! О ком из жен Пророка ﷺ Аллах Всевышний сказал: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то (это, конечно же, будет хорошо) ведь ваши сердца уже уклонились в сторону»?»
Он ответил: «Ты и вправду удивил меня, эй, Ибн ‘Аббас! Это были Аиша и Хафса». Затем он начал рассказывать: «С одним моим соседом из рода Умайи ибн Зейда из окрестностей Медины по очереди ходили на собрания Пророка ﷺ. Один день я участвовал на собрании Пророка ﷺ и затем рассказывал соседу об увиденном и услышанном, на другой день присутствовал он и потом рассказывал мне об увиденном.
Фото: elements.envato.com, автор: ayman-zaid
Мы, курайшиты, были людьми, властвовавшими над женщинами. Когда приехали в Медину, мы увидели, что женщины ансаров властвуют над мужчинами. Видя это и подражая им, наши женщины стали нам грубить и просить у нас невозможные вещи. В один из дней я прикрикнул на свою жену. Смотрю: она начала мне отвечать. Это мне не понравилось, о чем я прямо сказал ей, на что она мне ответила: «Почему ты удивляешься тому, что я не промолчала? Клянусь Аллахом, жены Пророка тоже отвечают ему. Больше того, они идут дальше и кое-кто из них до вечера расстается с ним, оставляет его одного».
По правде говоря, это напугало меня, и я промолвил: «Кто бы из них ни поступила подобным образом, она понесла наибольший урон, совершила большой грех». После этого я тотчас собрался, вошел к моей дочери Хафсе и спросил у нее: «Бывает ли так, что кто-то из вас в ответ на то, что Пророк ﷺ сердится на нее, оставляет его на целый день до вечера?» Она ответила: «Да».
Я сказал: «В таком случае, она многое потеряла. Как она может быть уверенной, что Аллах не накажет ее за то, что она рассердила Его Посланника, и что она не погибнет из-за этого наказания? Разве она не боится этого? Берегись, не наговори Расулюллаху лишнего, не проси у него слишком многого, не препирайся с ним ни в каком виде и не бросай его. Если будет какая-то нужда, приди ко мне, попроси у меня. Пусть тебя не вводит в искушение, что твоя соседка (имеет в виду Аишу) красивее тебя и более любима Расулюллахом».
В те дни мы получили известие о подготовке гассанидами к войне против нас. В один из дней мой сосед спустился к Масджид ан-Набавия. В тот день была его очередь. Вернувшись вечером, он сильно постучался в нашу дверь и подал голос: «Ты спишь?» Я испугался и вышел к нему. «Случилось нечто очень важное», – сказал он.
Фото: Vershinin89 / shutterstock.com.
«Что такое? Гассаниды напали?» – спросил я. «Нет, случилось еще более важное. Посланник Аллаха развелся со своими женами», – сообщил он. «В таком случае, Хафса потеряла всё, понесла огромный ущерб», – сказал я.
Утром я пошел в Масджид ан-Набавия и прочел утренний намаз вместе с Пророком ﷺ. Он вошел в свою комнату и сел в одиночестве. Я тоже вошел к моей дочери Хафсе и застал ее плачущую. «Из-за чего ты плачешь? Разве я не предупреждал тебя? Посланник Аллаха развелся с вами?» – спросил я. «Не знаю, он сидит вот в этой комнате один», – сказала она.
Я вышел из комнаты Хафсы, подошел к минбару. Смотрю: там сидят несколько человек, кое-кто плачет. Я немного посидел рядом с ними, но потом не выдержал и подошел к комнате, где в одиночестве сидел Расулюллах. Я сказал стоявшему у двери черному слуге: «Скажи Расулюллаху, что ‘Умар просит разрешения войти к нему».
Я вошел к Расуль-Акраму и увидел, что он слегка прилег на циновку, на котором не было матраса. На его благородном теле образовались следы от циновки. При этом он опирался о кожаную подушку, наполненную волокном. Я поздоровался и, продолжая стоять на ногах, спросил: «О Посланник Аллаха! Ты развелся со своими женами?» Он устремил глаза на меня и ответил: «Нет». Я все еще стоял.
«Можно мне немного посидеть с тобой, о Посланник Аллаха?» – попросил я и продолжил разговор: «Видели бы меня! Мы, курайшиты, были людьми, властвовавшими над женщинами. Мы прибыли туда, где живет народ, в котором женщины властвуют над мужчинами». Расуль-Акрам улыбнулся. Потом я продолжил так: «Видели бы меня! Я вошел к Хафсе и сказал ей, имея в виду Аишу: «Пусть тебя не вводит в искушение, что твоя соседка красивее тебя и более любима Расулюллахом».
Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio
«Помолись Аллаху, и пусть Он расширит удел твоей умме. Аллах наделил щедрым уделом византийцев и иранцев, несмотря на то, что они не поклоняются Аллаху», – сказал я. Он резко выпрямился и сказал: «У тебя есть какие-то сомнения, эй, сын Хаттаба? Это народы, которым блага даны слишком рано, еще в мирской жизни (для ахирата ничего не осталось)». Я понял, какую допустил ошибку, и промолвил: «О Посланник Аллаха! Попроси Всевышнему простить меня и помиловать».
Посланник Аллаха ﷺ решил развестись со своими женами из-за того, что его жена Хафса придала огласке слова, сказанные им Аише. И от сильного гнева он заявил: «Я не стану входить к ним в течение месяца». К тому времени, когда в связи с этим Аллах Всевышний обратился к нему, уже прошло 29 дней. Он вошел к Аише и с нее начал предлагать сделать выбор между Аллахом и Его Посланником с одной стороны и удовольствиями мирской жизни с другой стороны. Аиша вспоминала: «Я сказала ему: «Ты поклялся не входить к нам в течение месяца. Когда мы встали утром, я посчитала: прошло 29 дней».
С кем по исламу можно и нельзя заключать брак?
Расуль-Акрам сказал: «Месяц – 29 дней». И в самом деле, тот месяц длился 29 дней. Досточтимая Аиша так продолжила свое повествование: «Вот после этого был ниспослан «аят о свободном выборе», и Посланник Аллаха первым делом начал с меня. «Я тебе кое о чем поведаю. Тебе не стоит торопиться с ответом, не посоветовавшись с родителями», – сказал он».
Аиша говорит: «Он хорошо знал, что мои родители не посоветуют мне развестись с ним. Потом он сказал: «Аллах Всевышний повелевает: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». Я сказала: «Мне что, об этом советоваться с родителями? Я желаю Аллаха, Его Посланника и Последнюю обитель».
Затем он сообщил другим своим женам, что они должны сделать выбор. Они ответили так же, как ответила Аиша (Имам аль-Бухари, Мезалим, 25; Тафсир аль-Куръан, Тахрим, 66/2; имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Тахрим, 66/1, хадис № 3318; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад, I, 330).
Из книги «Асбабун-Нузуль»