Аят о свободном выборе: почему Пророк ﷺ поклялся не посещать своих жен в течение месяца?

Фото: John Wreford / shutterstock.com.

Фото: John Wreford / shutterstock.com.

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ إِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ
الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا فَتَعَالَيْنَ أُمَتِّعْكُنَّ وَأُسَرِّحْكُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا
وَإِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالدَّارَ الْآخِرَةَ فَإِنَّ
اللَّهَ أَعَدَّ لِلْمُحْسِنَاتِ مِنكُنَّ أَجْرًا عَظِيمًا

«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы хотите земной жизни и ее красот, то придите, и дам вам желаемое [развод] и отпущу с миром. Но если вы стремитесь к Аллаху [желаете Его довольства], к Его Посланнику и к вечной жизни [в Раю], то Аллах приготовил добродетельным среди вас великую награду» (Ахзаб, 28-29)

История, ставшая поводом для ниспослания этого аята, излагается в жизнеописаниях Пророка ﷺ как «История об Ила» (о клятве Пророка ﷺ не посещать своих жен в течение месяца). Согласно весьма известным хадисам, после походов против Бану Курайза и Бану Надир, Пророк ﷺ, не выдержав чрезмерных мирских просьб своих жен (или некоторых из них), или их зависти друг к другу, расстался с ними и поклялся целый месяц (или 29 дней) не посещать их. В конце этого срока был ниспослан этот аят.

Согласно тому, что рассказал Ибн Са’д, жены Пророка, видя военную добычу, захваченную у Курайзы и Надира и слыша истории об образе жизни жен и дочерей Хосрова и Византийского императора и их окружения, начали высказывать Пророку ﷺ свое недовольство, говоря: «Эй, Посланник Аллаха! Жены и дочери Хосрова и Византийского императора живут в свое удовольствие в окружении невольниц, слуг, украшений и подарков. Мы же, как видишь, живем среди нужды и трудностей».

Они просили для себя больше земных благ и требовали такого же отношения к себе, как цари относились к своим женам и дочерям, тем самым нанеся ему душевную боль (Алуси, внп., XXI, 182). Эта история, произошедшая в девятом году хиджры, широко освещается в книгах по сире, истории, тафсиру и в сборниках хадисов.

Любимая женщина пророка Мухаммада ﷺ

В риваяте Бухари собственным иснадом от Ибн ‘Аббаса тот повествует таким образом: «Мне очень хотелось спросить у хазрати ‘Умара, о ком же из жен Пророка ﷺ Аллах Всевышний сказал: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то (это, конечно же, будет хорошо) ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (Ат-Тахрим, 4).

Однажды я отправился вместе с ним в хадж. Он отклонился с пути, чтобы справить большую нужду, и я последовал за ним, держа в руке флягу с водой. Пройдя чуть вперед, он справил нужду и затем вернулся. Я полил ему воду из фляги, и он совершил омовение. Решив воспользоваться этой возможностью, я спросил: «Эй, Повелитель правоверных! О ком из жен Пророка ﷺ Аллах Всевышний сказал: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то (это, конечно же, будет хорошо) ведь ваши сердца уже уклонились в сторону»?»

Он ответил: «Ты и вправду удивил меня, эй, Ибн ‘Аббас! Это были Аиша и Хафса». Затем он начал рассказывать: «С одним моим соседом из рода Умайи ибн Зейда из окрестностей Медины по очереди ходили на собрания Пророка ﷺ. Один день я участвовал на собрании Пророка ﷺ и затем рассказывал соседу об увиденном и услышанном, на другой день присутствовал он и потом рассказывал мне об увиденном.

Фото: elements.envato.com, автор: ayman-zaid

Фото: elements.envato.com, автор: ayman-zaid

Мы, курайшиты, были людьми, властвовавшими над женщинами. Когда приехали в Медину, мы увидели, что женщины ансаров властвуют над мужчинами. Видя это и подражая им, наши женщины стали нам грубить и просить у нас невозможные вещи. В один из дней я прикрикнул на свою жену. Смотрю: она начала мне отвечать. Это мне не понравилось, о чем я прямо сказал ей, на что она мне ответила: «Почему ты удивляешься тому, что я не промолчала? Клянусь Аллахом, жены Пророка тоже отвечают ему. Больше того, они идут дальше и кое-кто из них до вечера расстается с ним, оставляет его одного».

По правде говоря, это напугало меня, и я промолвил: «Кто бы из них ни поступила подобным образом, она понесла наибольший урон, совершила большой грех». После этого я тотчас собрался, вошел к моей дочери Хафсе и спросил у нее: «Бывает ли так, что кто-то из вас в ответ на то, что Пророк ﷺ сердится на нее, оставляет его на целый день до вечера?» Она ответила: «Да».

Я сказал: «В таком случае, она многое потеряла. Как она может быть уверенной, что Аллах не накажет ее за то, что она рассердила Его Посланника, и что она не погибнет из-за этого наказания? Разве она не боится этого? Берегись, не наговори Расулюллаху лишнего, не проси у него слишком многого, не препирайся с ним ни в каком виде и не бросай его. Если будет какая-то нужда, приди ко мне, попроси у меня. Пусть тебя не вводит в искушение, что твоя соседка (имеет в виду Аишу) красивее тебя и более любима Расулюллахом».

В те дни мы получили известие о подготовке гассанидами к войне против нас. В один из дней мой сосед спустился к Масджид ан-Набавия. В тот день была его очередь. Вернувшись вечером, он сильно постучался в нашу дверь и подал голос: «Ты спишь?» Я испугался и вышел к нему. «Случилось нечто очень важное», – сказал он.

Фото: Vershinin89 / shutterstock.com.

Фото: Vershinin89 / shutterstock.com.

«Что такое? Гассаниды напали?» – спросил я. «Нет, случилось еще более важное. Посланник Аллаха развелся со своими женами», – сообщил он. «В таком случае, Хафса потеряла всё, понесла огромный ущерб», – сказал я.

Утром я пошел в Масджид ан-Набавия и прочел утренний намаз вместе с Пророком ﷺ. Он вошел в свою комнату и сел в одиночестве. Я тоже вошел к моей дочери Хафсе и застал ее плачущую. «Из-за чего ты плачешь? Разве я не предупреждал тебя? Посланник Аллаха развелся с вами?» – спросил я. «Не знаю, он сидит вот в этой комнате один», – сказала она.

Я вышел из комнаты Хафсы, подошел к минбару. Смотрю: там сидят несколько человек, кое-кто плачет. Я немного посидел рядом с ними, но потом не выдержал и подошел к комнате, где в одиночестве сидел Расулюллах. Я сказал стоявшему у двери черному слуге: «Скажи Расулюллаху, что ‘Умар просит разрешения войти к нему».

Я вошел к Расуль-Акраму и увидел, что он слегка прилег на циновку, на котором не было матраса. На его благородном теле образовались следы от циновки. При этом он опирался о кожаную подушку, наполненную волокном. Я поздоровался и, продолжая стоять на ногах, спросил: «О Посланник Аллаха! Ты развелся со своими женами?» Он устремил глаза на меня и ответил: «Нет». Я все еще стоял.

«Можно мне немного посидеть с тобой, о Посланник Аллаха?» – попросил я и продолжил разговор: «Видели бы меня! Мы, курайшиты, были людьми, властвовавшими над женщинами. Мы прибыли туда, где живет народ, в котором женщины властвуют над мужчинами». Расуль-Акрам улыбнулся. Потом я продолжил так: «Видели бы меня! Я вошел к Хафсе и сказал ей, имея в виду Аишу: «Пусть тебя не вводит в искушение, что твоя соседка красивее тебя и более любима Расулюллахом».

Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio

Фото: elements.envato.com, автор: Garakta-Studio

«Помолись Аллаху, и пусть Он расширит удел твоей умме. Аллах наделил щедрым уделом византийцев и иранцев, несмотря на то, что они не поклоняются Аллаху», – сказал я. Он резко выпрямился и сказал: «У тебя есть какие-то сомнения, эй, сын Хаттаба? Это народы, которым блага даны слишком рано, еще в мирской жизни (для ахирата ничего не осталось)». Я понял, какую допустил ошибку, и промолвил: «О Посланник Аллаха! Попроси Всевышнему простить меня и помиловать».

Посланник Аллаха ﷺ решил развестись со своими женами из-за того, что его жена Хафса придала огласке слова, сказанные им Аише. И от сильного гнева он заявил: «Я не стану входить к ним в течение месяца». К тому времени, когда в связи с этим Аллах Всевышний обратился к нему, уже прошло 29 дней. Он вошел к Аише и с нее начал предлагать сделать выбор между Аллахом и Его Посланником с одной стороны и удовольствиями мирской жизни с другой стороны. Аиша вспоминала: «Я сказала ему: «Ты поклялся не входить к нам в течение месяца. Когда мы встали утром, я посчитала: прошло 29 дней».

С кем по исламу можно и нельзя заключать брак?

Расуль-Акрам сказал: «Месяц – 29 дней». И в самом деле, тот месяц длился 29 дней. Досточтимая Аиша так продолжила свое повествование: «Вот после этого был ниспослан «аят о свободном выборе», и Посланник Аллаха первым делом начал с меня. «Я тебе кое о чем поведаю. Тебе не стоит торопиться с ответом, не посоветовавшись с родителями», – сказал он».

Аиша говорит: «Он хорошо знал, что мои родители не посоветуют мне развестись с ним. Потом он сказал: «Аллах Всевышний повелевает: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». Я сказала: «Мне что, об этом советоваться с родителями? Я желаю Аллаха, Его Посланника и Последнюю обитель».

Затем он сообщил другим своим женам, что они должны сделать выбор. Они ответили так же, как ответила Аиша (Имам аль-Бухари, Мезалим, 25; Тафсир аль-Куръан, Тахрим, 66/2; имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Тахрим, 66/1, хадис № 3318; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад, I, 330).

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle