Наша родина, как нам известно, – страна многоконфессиональная. Это означает, что здесь бок о бок с нами живут представители самых разных религий и конфессий. У многих из них периодически возникает естественный интерес – что это за люди такие - мусульмане, которые живут рядом с ними, работают или учатся вместе с ними, а иногда и состоят с ними в близком родстве. Вот такие – интересующиеся исламом люди – могут задавать нам вопросы о нашей религии.
Иногда этот интерес вызван нашим внешним видом, иногда – какими-то сообщениями в СМИ, иногда просто житейским любопытством. В любом случае, такие вопросы – если они, конечно, задаются искренне и с доброжелательным интересом (а не ради спора или желания обидеть собеседника), - хороший повод опровергнуть распространенные заблуждения об исламе, а также рассказать людям больше о нашей религии.
К сожалению, зачастую наши знакомые, соседи и родственники имеют очень искаженную и предвзятую информацию о нашей религии. Чтобы немного помочь рассеять предубеждения тех, с кем нашим читателям приходится соприкасаться в жизни, и предназначена данная статья.
В статье о правилах спора мы уже упоминали о том, каким образом дискуссию или обсуждение вести ни в коем случае нельзя. (Подробнее - Чего нельзя делать в споре ни в коем случае?)
Мы – все люди, и нам одинаково присущи общечеловеческие недостатки. Если вы видите, что ваш собеседник не настроен на доброжелательное и позитивное общение, лучше под каким-то предлогом уйти от него или перевести разговор на другую тему, но не опускаться до взаимной ругани.
Итак, о чем обычно спрашивают нас немусульмане?
1. Если речь зашла о вероучении ислама, нужно подчеркнуть те моменты, которые являются общими у мусульман и христиан: вера в Единого Бога, почитание одних и тех же пророков.
Личность Иисуса, мир ему, окружена в исламе большим почетом – но как одного из великих пророков Всевышнего. В Коране также упоминается о его матери Марии или Марьям, как о праведной женщине, ее личности посвящена целая глава Корана, названная ее именем.
Сам Всевышний указывает на то, что и христиане, и мусульмане поклоняются одному Богу:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только Ему"» (29,46).
В свою очередь, подчеркните, что в вопросах нравственности ислам учит тому же, чему и христианство: уважать старших, честно и добросовестно трудиться, помогать слабому и попавшему в беду, быть верным в дружбе, защищать свою родину. Наша религия так же осуждает ложь, предательство, корысть, себялюбие, трусость, жестокость.
О разногласиях между нашими религиями стоит упоминать аккуратно, не подчеркивая чужие заблуждения и уж тем более, не оскорбляя чужую религию. Аллах сказал людям о разногласиях между разными религиями:
«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (5:48).
То есть, существование на земле разных религий было предопределено Всевышним, и это согласуется с Его волей. Люди разных религий вполне могут находить общий язык, главное – всем одинаково стремиться к совершению добрых дел.
Разумеется, мы не говорим о том, что все религии – одинаково правильные, но наставление на истину – вещь очень деликатная, поскольку касается самого дорогого для каждого человека.
2. Если вы – женщина, то разговор может начаться с вопроса о хиджабе, особенно, если на дворе лето или весна. «А вам не жарко в такой одежде?», «Это вас муж заставляет так одеваться?».
В таком случае объясните им, что хиджаб – это не обязательно черная арабская одежда, это любая одежда, которая закрывает все тело, кроме лица и рук. Напомните, что женская одежда русских женщин также включала в себя сарафан или юбку, длинную рубашку и платок.
Суровой российской зимой все женщины носят хиджаб – хотя, конечно, сами об этом не подозревают – когда надевают длинную теплую куртку или пальто, и покрывают голову шапкой или шарфом (а в особо холодные дни могут закрыть теплым шарфом даже лицо).
Можете рассказать о том, что многие известные модельеры – даже немусульмане – периодически обращаются к теме хиджаба, выпуская целые линии одежды, соответствующей исламским правилам. Так что хиджаб может быть и стильным, и красивым, и вовсе не символизирует какого-то унижения женщины.
Кстати, следует отметить, что иногда, наоборот, немусульмане говорят, что им нравится закрытая женская одежда, и могут похвалить ваш красивый платок или платье.
Но ответов наподобие: «В аду будет жарче!» тоже следует избегать. Эта фраза звучит высокомерно и категорично – как будто мы точно знаем, что наш собеседник будет в аду, а мы – в раю.
3. С разговора о хиджабе беседа может перейти вообще на положение женщины (особенно, если вы сами – женщина). Разумеется, часто немусульмане – особенно, женщины – находятся и здесь во власти стереотипов об «угнетенной женщине Востока», которой мужчины всю жизнь не дают делать того, что ей хочется (работать или учиться, выйти замуж за любимого человека).
Расскажите собеседнику о том, что в российских мусульманских республиках, в частности, в Татарстане, мусульманки, в том числе и соблюдающие религию, очень активно участвуют в общественной жизни – учатся, работают, занимаются собственным бизнесом, путешествуют – в общем, полностью опровергают миф о забитости женщин.
Конечно, в некоторых регионах исламского мира может встречаться такое, что женщину там считают существом низшим и не допускают ее ни к какой деятельности, кроме домашнего хозяйства. Но это относится не к исламу, а к каким-то местным обычаям.
Наоборот, женщина в исламе пользуется большим уважением и защитой – в частности, обязанностью мужа является полностью содержать жену и детей, работать женщина может по собственному желанию, а не по обязанности.
Дурные мужья, унижающие своих жен, есть, к сожалению, среди мусульман – но такие люди встречаются и среди немульман, хотя подобное поведение не оправдывает ни одна религия.
Если позволят время и обстоятельства, расскажите собеседнику о том, какое место занимали женщины в жизни нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Первым человеком, которому он рассказал о ниспосланном ему откровении была женщина – его жена Хадиджа (да будет доволен ею Аллах).
Сам Пророк очень любил своих дочерей – особенно младшую дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах), и живущие по сей день в мире потомки Пророка (мир ему и благословение) – это потомки именно по линии Фатимы. А его любимая супруга Аиша (да будет доволен ею Аллах) была одной из первых мусульманских ученых, остальные сподвижники приходили к ней за советом по разным религиозным вопросам.
4. Тема многоженства в исламе тоже иногда волнует немусульман, которые иногда представляют восточную семью в образе мужчины-многоженца, сидящего на подушках в окружении жен. Но на самом деле многоженцев среди мусульманских мужчин очень небольшое количество, ведь это не столько удовольствие, сколько большая ответственность – всех жен нужно одинаково обеспечивать и жильем, и питанием, и одеждой.
5. Если ваш собеседник затронет тему нынешней отсталости мусульманского мира от европейского в области технического прогресса и образования, скажите ему, что получение знаний всегда было в большом почете у мусульман.
Если ваш собеседник - человек мало-мальски образованный, наверняка он слышал имена Ибн Сины (Авиценны), аль-Фараби, аль-Бируни, аль-Хорезми (от имени которого произошло слово «алгоритм»). Также такие слова как «алгебра», «цифра» - и сами значки цифр, называемых сейчас арабскими, пришли к нам от ученых-мусульман.
Да, мусульманский мир сейчас переживает не лучшие времена. Но любая цивилизация развивается по спирали, когда-то она находится на подъеме, а когда-то – в упадке. Европейская цивилизация на заре своего развития – в раннем средневековье - не знала, как пользуются мылом, здесь даже короли могли быть неграмотными, а в мусульманском мире в это время делали научные открытия и путешествовали к новым землям.
В России до революции мусульманское мужское население было почти поголовно грамотным, поскольку всех мальчиков – а кое-то где и девочек - с детства учили читать Коран.
6. К сожалению, ваш разговор может перейти к обсуждению пресловутого экстремизма. Многим нашим соотечественникам хочется узнать – действительно ли ислам - это агрессивная религия, проповедующая силу и жестокость?
По моим наблюдениям, люди чаще всего сами не верят в особую жестокость ислама. Многим очевидно, что понятие веры во Всевышнего несовместимо со злом и насилием. И спрашивают они об этом, чтобы лишний раз найти подтверждение этому у мусульман: «Да, я и сам думал, что верующие в Бога люди не могут такое делать». Только ничтожное меньшинство обиженных или озлобленных на что-то людей хочет верить в то, что мусульмане – это враги обычным людям.
Так или иначе, таким людям следует указать хотя бы на тот факт, что во многих регионах России и бывшего СССР мусульмане и христиане веками жили бок о бок, мирно, без вражды и ненависти – к примеру, в Татарстане и Башкирии, на Кавказе и в Средней Азии.
Когда ислам начал распространяться по миру, и мусульманская армия вошла в Египет, Палестину и Сирию, правители-мусульмане обещали покровительство и защиту людям других религий, их храмы были в неприкосновенности, и никто их не заставлял насильно принимать ислам. До сих пор в Египте, Сирии, Ливане проживает множество христиан.
Исламское государство всегда отличалось веротерпимостью – в Арабском халифате, а потом в Османской Турции, например, находили убежище иудеи, которых преследовали в Европе. Так что мусульмане никогда не притесняли людей из-за религии – в Коране говорится об убийстве одного невинного человека, как об убийстве всего человечества:
«Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (5:32).
Люди, разжигающие вражду и ненависть между народами и религиями есть среди людей любой веры, но они действуют, повинуясь лишь собственным страстям, а не предписаниям какой-либо религии.
Можете добавить о том, что во время Отечественной войны мусульмане, наравне с другими народами России защищали нашу общую родину, мусульманское духовенство объявило эту войну джихадом, а погибших – мучениками за веру (шахидами). То есть, настоящий джихад в исламе – это защита своей родины и своих близких, а не убийство невинных людей, тем более, женщин и детей; настоящий мученик за веру – это человек, защищающий слабых, а не нападающий на слабых людей.
И под конец еще раз хотелось бы напомнить, что в таких беседах мы представляем не только самих себя как отдельных людей, но саму нашу религию, так что нельзя допустить, чтобы у людей появилось негативное впечатление по отношению к ней. Поэтому помните о мягкости, доброжелательности – избегайте высокомерия и самодовольства, грубости и оскорблений.
И да поможет нам всем Аллах.
Анна (Муслима) Кобулова