Всевышний Аллах говорит в Коране:
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады» («ат-Тахрим», 8).
Однажды Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) спросили: «Что значит «тауба насух» (искреннее покаяние), о котором говорится в этом аяте?» Умар ответил: «Это когда человек кается с намерением больше никогда не возвращаться к совершенному греху».
Также имам аль-Кальби (да помилует его Аллах) говорил: «Искренне покаяние – это когда человек кается сердцем, испрашивает прощение языком и отказывается физически от возвращения к прежним грехам».
Человеку никогда не поздно покаяться, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы».
Покаяние является фардом, ведь великие грехи Аллах может не простить без него и подвергнуть наказанию даже верующих людей за их грехи, от которых они не покаялись.
О пагубности грехов говорили многие ученые. Губительное влияние грехов, за которыми не следует покаяние, охватывает всю жизнь человека, его семью, имущество и даже отношения с его знакомыми. Причем видимое благополучие не значит, что наказание за грехи не коснется человека через определенное время, как говорит об этом имам Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах):
«Кто хочет оставаться в благополучии и наслаждаться своим здоровьем, пусть страшится Аллаха. Каждый грех, рано или поздно, окажет пагубный эффект на жизнь человека. Великой беспечностью является то, что человек продолжает грешить и обольщается своим временным благополучием. Некоторые после греха не видят скорого наказания и считают, что грехи их прощены, или что они все делают правильно. Они забывают аят: «Кто творит зло, тот получит за него воздаяние» («ан-Ниса», 123).
Иногда человек впадает во временное беспечное состояние, когда он, не имея заранее намерения согрешить, совершает грех, а затем просыпается от беспечности и приносит покаяние Всевышнему Аллаху. Это состояние можно назвать ошибкой или упущением. Например, человек может заметить что-либо запретное и, поддавшись порыву своего нафса, не отводит некоторое время взгляд. Опомнившись, он кается и просит Аллаха о прощении. Это состояние описывается в следующем аяте: «Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают» («аль-А'раф», 201).
Что касается того, кто упрямо продолжает смотреть на запретное, то он подобен бросившему вызов Всевышнему, Который запретил ему этот поступок. Прощение подобных людей становится тем затруднительнее, чем больше они проявляют упрямство в совершении грехов. Затруднение это происходит посредством внушения нечестивому, упрямому человеку мысли о том, что наказания за его грехи не последуют, или что его прощают каждый раз, когда он грешит.
Худшее наказание за грехи – это то состояние, при котором человек не ощущает наказания, которое прямым ходом ведет его к неверию и Геенне».
Взято из книги имама Ибн аль-Джаузи «Сайд аль-хатыр», 181