Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» («ан-Ниса», 19).
Ислам существенно улучшил положение женщин в обществе, предоставив им больше прав, чем многие европейские страны в прошлом.
Женщины во времена джахилии находились в незавидном положении. Девочек-младенцев закапывали заживо собственные родители, чтобы избежать позора или бедности. Когда мужчина умирал, его сыновья, братья или племянники наследовали его жен вместе с его имуществом. То есть они брали их под свое покровительство, хотели они того или нет. Они могли насильно жениться на них или выдать замуж за тех, кого выбирали сами.
Всевышний Аллах запретил подобное отношение к женщинам. С ниспосланием этого аята родственники мужчины лишались права «наследовать» его жен, а последние по истечению определенного времени (идды) могли выйти замуж, за кого хотели.
Может ли жена требовать развода, если нет детей?
Господь в этом аяте приказал: «Живите с ними достойно». Это короткое повеление на самом деле заключает в себе очень много подробностей. Тема достойной жизни, которую муж должен обеспечить своей жене, обсуждалась многими учеными в книгах по исламскому праву.
Имам аль-Джассас аль-ханафи (да помилует его Аллах), например, пишет: «Всевышний Аллах повелел мужчинам жить достойно со своими женами. К «достойной жизни» относится обязательная выплата махра (брачного дара), обеспечение ее продуктами, одеждой, крышей над головой и другими необходимыми вещами, а также доброе, мягкое отношение к женам, избегание грубости, оскорблений, физического и морального насилия и любого другого несправедливого обращения».
Примечательно, что, повелевая мужчинам обеспечить женам «достойную» жизнь, Всевышний использовал слово «аль-ма'руф», которое имеет общий корень со словом «'урф» (обычай, традиция). Отсюда, Господь не стал в подробностях рассказывать о том, что конкретно должны делать мужчины, чтобы их жены жили достойно. Аллах оставил это самим людям, чтобы они возвращались к своим обычаям и решали сами, что им необходимо для благополучия и счастья в семье.
Подобные повеления возвращаться к обычаям есть и в других аятах. Например, Всевышний говорит: «Жены имеют такие же права, как и обязанности, согласно принятому» («аль-Бакара», 228). «Согласно принятому» следует понимать как «согласно обычаям». То есть права и обязанности супругов определяются обычаями страны и эпохи, в которой они живут.
Разъясняя аят: «Живите с ними достойно», имам Аляуддин Абу Бакр ибн Мас'уд аль-Касани аль-Ханафи (да помилует его Аллах) пишет: «Достойная жизнь должна проявляться в словах, делах и нравах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном хадисе сказал: «Лучшие из вас – те, кто лучшим образом относится к своим женам, а я лучше всех отношусь к своим женам» (ат-Тирмизи, ад-Дарими, Ибн Хиббан).
Следовательно, каждому мужу следует хорошо относиться к своим женам, говорить им благие слова, избегать грубости и жестокости. Нежелательно избегать своих жен в постели, если те против этого. Жены имеют право в удовлетворении половой потребности и в продолжении рода».
Islam-Today