Духовный поиск Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) проходил в уединении в пещере Хира, где он поклонялся Аллаху и размышлял над целью своего существования. Именно тогда Всевышний Аллах избрал его в качества Своего посланника и ниспослал ему первое откровение.
Ученые имели разногласия относительно того, что было ниспослано первым из Корана. Каждый из них ссылался на определенные доказательства из сунны и свидетельства сподвижников. Есть четыре основных мнения в этом вопросе.
1. Сура «аль-Алак» (Сгусток крови).
Это – одно из самых сильных мнений. Имамы аль-Бухари и Муслим передали в своих сборниках, как Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха началось с благого видения во сне. Какой бы сон ему не снился, он обязательно сбывался подобно тому, как ясно появляется утренняя заря. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении Аллаху, в течение многих ночей. Обычно он запасался для этого всем необходимым, а когда у него заканчивались припасы, он возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно. Это продолжалось до тех пор, пока ему внезапно не явилась истина, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!» Тогда ангел схватил и сжал его так, что он сильно напрягся, после чего отпустил и снова сказал: «Читай!» Пророк ответил: «Я не умею читать!» Ангел сжал его во второй, а затем в третий раз, после чего сказал: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – Щедрейший. Он научил посредством письменной трости. Научил человека тому, чего тот не знал».
Также достоверный хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передали имамы аль-Хаким и аль-Байхаки, в котором она сказала: «Первая сура, ниспосланная из Корана: «Читай с именем Господа твоего…»
Имам ат-Табарани (да помилует его Аллах) также в достоверном сообщении передал, как Абу Раджа аль-Утариди сказал: «Абу Муса аль-Ашари рассаживал нас по кружкам и учил сурам из Корана. Когда он читал суру: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка!», то говорил: «Это – первая сура, ниспосланная Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)».
4 ценных урока из самой первой суры, ниспосланной пророку Мухаммаду (ﷺ)
2. Сура «аль-Муддассир» (Завернувшийся).
Об этом также передают имамы аль-Бухари и Муслим в своих сборниках. Абу Салама ибн Абд ар-Рахман однажды спросил Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах): «Что из Корана было ниспослано первым?» Джабир ответил: «О, завернувшийся!» Абу Салама спросил: «Разве не: «Читай с именем Господа твоего?» Джабир ответил: «Я говорю вам то, что рассказал нам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я уединился в пещере Хира, а когда мое уединение закончилось, я спустился в долину. Когда я посмотрел на небо, то увидел того самого ангела. В страхе я отправился к Хадидже и повелел ей завернуть меня, после чего Всевышний Аллах ниспослал: «О, завернувшийся! Встань и предостерегай!»
Приверженцы первого мнения отвечают на это тем, что сура «аль-Муддассир» была первой сурой ниспосланной полностью, а первыми аятами, ниспосланными Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) были аяты суры «аль-Алак».
Это мнение подтверждает хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал: «Однажды я шел по дороге и услышал голос с неба. Подняв голову, я увидел того самого ангела, который приходил ко мне в пещере Хира. Я поспешил домой и, вернувшись, воскликнул: «Заверните меня!» Тогда Аллах ниспослал: «О, завернувшийся!» (аль-Бухари, Муслим, Ахмад). Здесь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что до ниспослания суры «аль-Муддассир» к нему уже приходил ангел Джибриль, а это было в пещере Хира, где ему были ниспосланы первые аяты суры «аль-Алак».
Сура "Аль-Фатиха". Перевод смыслов
3. Сура «аль-Фатиха» (Открывающая).
Многие толкователи Корана, как Абдуллах ибн Аббас и Муджахид, считали, что первой была ниспослана сура «аль-Фатиха». В качестве доказательства они приводят различные сообщения. В одном из них передается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) отправился к Вараке ибн Науфалю. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Когда я остаюсь один, то слышу, как кто-то зовет меня: «О, Мухаммад! О, Мухаммад!» В страхе я убегаю прочь». Варака сказал: «Не делай этого. В следующий раз оставайся на месте и послушай, что тебе будет сказано. Затем приходи ко мне и поведай мне об этом». Когда Пророк остался наедине, ему было сказано: «О, Мухаммад! Скажи: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров…» (Хадис мурсаль).
Имам аль-Байхаки (да помилует его Аллах) говорил: «Если это сообщение и правдиво, то оно указывает на то, что сура «аль-Фатиха» была первой сурой, ниспосланной после сур «аль-Алак» и «аль-Муддассир».
4. Басмала.
Икрима и Хасан аль-Басри (да помилует их Аллах) считали, что первой из Корана была ниспослана басмала, то есть слова «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного».
Ибн Джарир ат-Табари и другие мухаддисы в своих книгах приводят слова Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда Джибриль (мир ему) снизошел к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с первым откровением, он сказал ему: «О, Мухаммад! Прибегни к Аллаху и скажи: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного».
Джалалуддин ас-Суюти (да помилует его Аллах) писал: «Я не считаю это отдельным мнением, ведь когда ниспосылалась какая-либо сура, с ней непременно ниспосылалась и басмала. Поэтому когда была ниспослана первая сура «аль-Алак» Пророку Мухаммаду (мир ему), вначале ему было велено произнести басмалу».
«Аль-Иткан фи улюм аль-Куран», имам Джалуддин ас-Суюти