Чтение Корана – один из лучших видов поклонения, ведь Писание Аллаха – это Его Слово и верное руководство, выводящее людей из тьмы неверия к свету истины. «Кто прочтет букву из Книги Аллаха, тот получит за это награду в десятикратном размере», говорил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Достоинства Корана: суры для защиты от зла, шайтана и Даджаля
Ни одно из поклонений не приносит столько наград, сколько приносит чтение Писания Господа, особенно если это сопровождается размышлением над смыслами аятов. Что касается положения самого чтеца, то по степени он равен благородным ангелам, если он умело читает Коран: «Умелый чтец Корана будет с благородными благочестивыми ангелами. А тот, кто читает Коран, запинаясь, получит двойную награду» (аль-Бухари, Муслим).
К чтению Корана надо относиться особенно серьезно, как к самому важному делу. Необходимо следовать определенным правилам, которые были выведены учеными Уммы, чтобы достичь наибольшей награды за чтение. Люди за свое поклонение получают очень разные вознаграждения. Они могут тратить на определенное дело одинаковое количество времени, но получать совершенно разный результат. Зная это, необходимо изучать те факторы, по причине которых можно получить наибольшую выгоду для своей будущей жизни.
Утешение для тех, кто так и не научился читать Священный Коран
1. Ежедневное повторение.
Необходимо тем, кто заучивает Коран, постоянно повторять его. Не всем суждено быть хафизами, однако человек как минимум должен заучить столько сур, сколько ему необходимо для совершения полноценного намаза. Дальше необходимо учить столько, сколько человек может повторять исходя из своих ежедневных обязанностей. Если уделять Корану полчаса времени каждый день, то за относительно короткий срок можно выучить приличное количество сур.
Относительно закрепления выученного посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Повторяйте Коран (постоянно читайте его), ибо он, клянусь Аллахом, покидает сердца быстрее, чем верблюды, освобожденные от своих пут, (убегают от своих владельцев)» (аль-Бухари, Муслим).
2. Омовение.
Перед чтением Корана желательно совершить малое омовение, ведь это – лучшее из поминаний Аллаха, а поминать Всевышнего не стоит без ритуальной чистоты. В достоверном хадисе сообщается, что аль-Мухаджир ибн Кунфуз (да будет доволен им Аллах) подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот справлял малую нужду. Сподвижник поздоровался с Пророком, но тот не ответил не его приветствие. Когда он совершил омовение, то сказал аль-Мухаджиру: «Я не хотел поминать Аллаха без омовения» (Абу Дауд).
9 случаев, когда мусульманину запрещено давать салям
Это то, что касается малого омовения. При большом осквернении или при менструациях запрещается читать Коран. Как объясняли ученые, людям без гусля не запрещено смотреть в мусхаф и читать Коран мысленно, однако произносить слова Аллаха им запрещено.
3. Чистота места.
Желательно читать Коран в чистом месте, а еще лучше в мечети. Некоторые ученые считали нежелательным чтение Корана у дороги и в банях (местах, где моются люди).
4. Кибла.
Желательно при чтении Корана повернуться в сторону киблы и сидеть спокойно, опустив голову.
5. Мисвак.
Также желательно перед чтением Книги Аллаха почистить зубы мисваком (или обычной зубной щеткой). В одном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ваши рты – пути Корана, очищайте же их посредством мисвака» (Ибн Маджа, аль-Баззар).
Имам Джалалуддин ас-Суюти (да помилует его Аллах) по этому поводу даже говорил: «Если человек, читающий Коран, прервался на некоторое время, то ему следует снова почистить зубы мисваком перед возобновлением чтения».
6. Исти'аза и басмала.
Перед чтением Корана желательно читать исти'азу, а перед чтением каждой суры – басмалу. Относительно чтения исти'азы Всевышний Аллах говорит: «Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого» («ан-Нахль», 98).
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Слова исти'азы звучат следующим образом: «А'узу билЛахи мин аш-шайтанир-раджим» (Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями). Некоторые добавляют после «билЛахи» слова «ас-Сами'и-ль-Алим» (Слышащему, Знающему)». Есть множество других версий исти'азы, но самая распространенная – это та, которую упомянул имам ан-Навави.
Что касается басмалы, то ее следует читать перед каждой сурой, кроме суры «Бараат» («ат-Тауба»), так как басмала, по мнению многих ученых, является аятом.
Слово, которое стирает сразу 4000 плохих деяний
7. Тартиль.
«Читай Коран соразмеренным чтением» - сказал Всевышний Аллах в суре «аль-Муззаммиль». Умм Салама, описывая чтение посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказала: «Он читал Коран, четко произнося каждую букву, будто разъясняя прочитанное».
В сборнике имама аль-Бухари (да помилует его Аллах) сообщается: «Когда Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) спросили о чтении Пророка (мир ему), он сказал: «Он читал, протягивая. Например, когда он читал: «БисмилЛахир-Рахманир-Рахим», то он протягивал слова «БисмилЛах», «ар-Рахман» и «ар-Рахим».
Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) дал очень ценный совет чтецам Корана: «Не разбрасывайте его, как сушеные финики и не читайте его быстро, как стихи. Размышляйте над аятами и оживляйте ими свои сердца. И пусть не будет стремление ваше быстрее закончить начатую суру!» Раньше арабы раскидывали на землю сушеные финики, которые, падая один за другим, издавали быстрый звук. Ибн Масуд уподобил быстрое чтение Корана разбрасыванию сушеных фиников, выразив так свое порицание тем, кто в спешке читает Коран, не размышляя над его смыслами.
8. Красивое чтение.
Желательно читать Коран красивым голосом, нараспев: «Украшайте Коран вашими голосами» (Ахмад, ад-Дарими). Ученые говорят, что если у человека нет красивого голоса, то он должен читать красиво так, как может.
Что касается чтения нараспев, то имам ар-Рафи'и (да помилует его Аллах) говорил: «Чтение нараспев разрешено, однако нельзя доводить свое чтение до того, что нарушаются правила таджвида и махраджа. Нельзя, например, излишне тянуть так, что фатха превращается в алиф, или удваивать буквы там, где они не должны удваиваться».
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) писал: «Благим делом является просить людей с хорошим голосом прочесть что-нибудь из Корана и слушать их чтение. Также нет ничего плохого в том, чтобы собираться и читать Коран коллективно».
«аль-Иткан фи улюм аль-Куран», Джалалуддин ас-Суюти