Наше общество разнообразно и многогранно: кто-то силен и самодостаточен, а кто-то нет, кто-то живет в достатке, а кому-то приходится работать в поте лица ради куска хлеба, кто-то постигает различные науки, будь то религиозные или светские, и становится специалистом в той или иной области, а кто-то не обладает даже элементарными знаниями.
Тем не менее, человек не может жить вне социума, так или иначе, ему приходится вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми, то и дело обращаясь к кому-то с просьбой.
Потому взаимопомощь является обязательной составляющей нашей религии.
Такие черты, как щедрость и поддержка, особо восхваляются в Коране и сунне Пророка Аллаха ﷺ. Хасан бин ‘Али говорил:
«Истинное великодушие заключается в заблаговременном совершении разрешенных Шариатом действий, не дожидаясь, когда об этом попросят; а также в приеме гостей в удобное для этого время; проявлении милосердия к просящим; щедрости дающего».
Имам аш-Шафи‘и говорил: «Три деяния самые благие: провление щедрости в состоянии бедности, сохранение богобоязненности в одиночестве и умении говорить правду тому, кого все страшатся».
Важно знать: Щедрость в исламе: основа, виды, воздаяние
Адабы проявления щедрости вкратце можно описать следующим образом:
1. Оказание помощи в первую очередь должно быть ради Всевышнего Аллаха и на Его пути. Только в таком случае совершивший благое дело может расчитывать на награду от Аллаха.
Всевышний Аллах так описывает верующих в Коране:
«Те [богобоязненные], которые верят в тайное [во все, что относится к основам веры и не ощущается органами чувств, не познается разумом, а узнается лишь от пророков], выстаивают [полноценно обязательный] намаз и расходуют [на пути Аллаха, выплачивая закят и фитр] из того, что Мы дали им в удел». «Аль-Бакара / Корова», 2:3
2. Щедрость должна исходить из представлений, что «все имущество принадлежит Аллаху», то есть Аллах – Дарующий, а щедрым является лишь тот, кто стал причиной этому.
Поэтому не следует мусульманину говорить такие слова как: «Если бы не я, ты остался бы голодным и нагим».
3. Необходимо расходовать из хорошего и качественного, а не плохого и ненужного. Важно понимать, что садака, которое ты расходуешь, должно быть таким, которое ты бы сам принял для себя.
В Коране говорится:
«О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать [на благие цели] дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Хвалимый». «Аль-Бакара / Корова», 2:267
4. Щедрость – это получение удовольствия от дарованной тобой любимой вещи. Поэтому расходовать имущество, которое тебе не нужно, считается лишь избеганием расточительства, а не щедростью.
Аллаху Субханаху ва Та‘аля говорит в Коране:
«Вы ни в коем случае не обретете благочестия [и довольства Аллаха], пока не будете расходовать [на пути Аллаха] из того [имущества], что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллах знает об этом [и сполна воздаст вам]». «Алю Имран / Род Имрана», 3:92
Это интересно: Можно ли давать милостыню немусульманам?
5. Искреннее пожертвование. Садака, выделяемое в состоянии печали и тревоги, не будет являться щедростью.
6. Привлечение внимания людей и показуха (рия) в пожертвовании также не является благим поступком. Данное явление отдаляет от Аллаха. Пожертвование ради людей приводит к показухе.
Аллах Субханаху ва Та‘аля говорит в Коране:
«О верующие! Не уничтожайте свою милостыню попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ людям, не веря при этом в Аллаха и в Судный день». «Аль-Бакара / Корова», 2:264
7. В некоторых случаях разрешается давать садака открыто, но все же лучше это делать скрытно.
Всевышний Аллах говорит:
«Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете [ее] и отдадите бедным, так будет лучше для вас. И Аллах простит вам часть грехов. Аллах знает обо всем, что вы делаете». «Аль-Бакара / Корова», 2:271
8. Выплачивание закята, пожертвование, забота о бедных, неимущих и нуждающихся людях является обязательным для каждого состоятельного мусульманина.
При соблюдении этих условий наше общество будет жить как одна большая семья, помогающая друг другу. И таким образом будет достигнуто довольство Аллаха.
Гульназ Ситдикова