Вопрос.
На чем должно основываться правильное понимание Корана?
Ответ.
Ученые ахли сунны ва джамаата воспринимали Коран, как первоисточник всех законоположений. Они подходили к правильному пониманию Священного Корана, опираясь на следующие принципы:
1. Коран и по своему смыслу, и по словесному выражению является словом Всевышнего Аллаха. Поэтому для правильного его понимания нужно придерживаться правил, установленных учеными-языковедами путем логических умозаключений, путем индукции. Пристальное внимание к каждому слову должно стать непременным условием для понимания того, что подразумевал Аллах в коранических аятах.
2. Коран - основа шариата. Следовательно, человек, стремящийся постичь суть религии и основы шариата, должен воспринимать Коран как некую ось, вокруг которой крутятся все другие законоположения.
Всеобщность Корана
3. Предписания Корана являются всеобщими, а не исторически ограниченными. Они действуют во все времена и повсюду. Хиджаз - это лишь точка, с которой началось распространение откровения по всему миру. Приведенные в Коране примеры хотя и учитывают уровень сознания тех, кому они были обращены, но по сути в них отражено все то общее, что характерно для всех людей.
В Коране наблюдается движение от известного к неизвестному. А среди известного имеются мотивы, общие для всего человечества. К примеру, когда речь идет о верблюде или о финиках, имеются в виду не верблюд или финики сами по себе, а отраженная в них сила творения Всевышнего Аллаха.
Коран действительно учитывает уровень сознания тех, кому обращается, поэтому в пример приводит верблюда, а не какое-либо животное, обитающее в других климатических условиях. Но, действуя таким образом, Коран излагает всеобщие истины.
Соотношение Корана с другими святыми Писаниями
4. Благородный Коран - это последнее из святых Писаний, ниспосланных Всевышним Аллахом. Совпадение некоторых его положений с предыдущими святыми Писаниями свидетельствует не о его исторической ограниченности, а ясно указывает на то, что Коран, как и другие Писания, ниспослан Всевышним Аллахом. Поскольку истина у Всевышнего Аллаха остается неизменной во все времена.
Что касается коранических аятов, противоречащих предыдущим Писаниям, то это также можно разъяснить, исходя из двух обоснований. Прежде всего, следует учесть, что все прежние божественные Писания подверглись искажению. Полное совпадение аятов Корана с выражениями из книг, которые изменены человеческими руками, противоречило бы истине откровения.
И во-вторых, ниспосланные прежним общинам аяты, содержащие правовые предписания, были облегчены Всевышним Аллахом в Коране благодаря Его милосердию по отношению к мусульманской умме. И поэтому эти коранические аяты не могут полностью совпадать с аятами предыдущих Писаний.
Отношение Корана к прежним Писаниям заключается в том, чтобы совершенствовать то, что в них имеется, продолжить то, что сохранилось в них неизменным, исправить то, что подверглось в них искажениям, ввести те новшества, которые в них отсутствуют. Попытки разобраться в отношении Корана к прежним Писаниям без учета этих особенностей приведут людей к заблуждениям.
Некоторые другие особенности Корана
5. Откровение (вахий) - это вмешательство Всевышнего для обеспечения благополучия Своих рабов. Вмешиваясь в дела людей, Всевышний Аллах передал в откровении то, что пожелал, и в таком виде, как пожелал. В этом нет ничего зависящего даже в малейшей степени от кого-либо, включая Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Подобное понимание означало бы отрицание мутаватир хадисов, и поэтому будет неверием.
6. Правовые установления Корана имеют мудрый смысл, и это помогает их лучшему пониманию. К примеру, человеку, находящемуся в пути в месяце Рамадан, несоблюдение поста не возбраняется из-за испытываемых в дороге трудностей, чтобы к этим затруднениям не прибавилась еще тяжесть поста, в которой заключается смысл его соблюдения.
Однако человек, работающий в каменном карьере или угольной шахте, не может нарушить свою уразу, хотя испытывает не меньше трудностей, чем путник. Дело в том, что эти трудности лишены постоянных параметров, характерных для путешествия.
7. Наряду с установлением общих принципов, аяты сами по себе имеют определенные смыслы в рамках методов, принятых в науках о языке. О чем и как свидетельствуют аяты, содержащие правовые положения о наследстве, о необходимости женщинам укрывать свое тело, о ростовщичестве и т.д., следует понимать именно в таком ключе, как они разъяснены в Сунне.
Принципы, установленные систематизаторами исламской науки, не только не выводят из употребления те аяты, которые каждый по отдельности составляют определенный хукм, а наоборот ставят целью их усиление и закрепление. Следовательно, исламские ученые считали недопустимым завуалировать прямой и ясно выраженный смысл аята, прикрываясь принципами, обстоятельствами или существованием некоего сокровенного смысла.
Из книги "Ответы на ложные толкования истинной религии"