О, сын мой! В этой притче говорится о том, как хазрати Сулейман (мир ему) благодаря своим великолепным способностям стал преемником своего выдающегося отца. Впрочем, обо всем по порядку:
- И вот настало время хазрати Дауду (мир ему) избрать из 12 сыновей достойного продолжателя и наследника. По всем признакам на эту весьма ответственную роль мог претендовать старший из сыновей по имени Яхшука, однако супруга Дауда призналась, что лучшего преемника, чем Сулейман из прямых наследников у правителя нет. Во дворе халифа по этому поводу начались разногласия и часть визирей и должностных лиц стояли на том, чтобы поднять на трон старшего сына, а другая половина двора отдавала свои голоса за Сулеймана. И вот однажды к Дауду явился ангел Джабраиль и сказал: «О, Дауд! Аллах Та’аля ниспослал тебе милость и в Своем откровении провозгласил, что самым достойным человеком на престол будет тот, кто превосходит своих соперников в познаниях».
Улемы, долго совещались и придумали пять вопросов, ответив на которые, можно будет судить об умственных способностях человека.
Смысл этих вопросов сводился к следующему:
1.Много ли на свете мусульман или идолопоклонников?
2.Кого больше на свете лиц мужского пола или лиц женского пола?
3.Что есть превосходная вещь?
4.Что есть ничтожная вещь?
5.Как эти две общности соотнесены друг с другом? В чем их достоинство и различия?
Ученые-мудрецы направили гонцов с этими вопросами к Яхшуке и к Сулейману. Причем старший из сыновей Дауда (мир ему) ни на один вопрос не смог дать ответ. А когда Сулейман прочитал вопросы, которые доставил ему гонец, расхохотался. Тогда окружающие подумали о нем: «Да он еще ведет себя совсем как дитя неразумное».
На первый вопрос юноша ответил так: «Мусульман меньше, чем идолопоклонников!» Тогда улемы поинтересовались у него: «А где ваши доводы?» Молодой человек сказал: «Я так считаю потому, что и мунафики и неверующие, как и идолопоклонники не суть мусульмане, а потому смею предположить, что правоверные в меньшинстве».
Мудрецы согласились с отвечающим. На вопрос о том, кого больше на земле мужчин или женщин Сулейман ответил: «Женщин на этом свете поболее! Доказательство тому - число мужчин, которые бы действовали по указке слабого пола, и их предостаточно. Помимо этого встречаются еще и такие из числа сильного пола, кто склонен ко лжи и их я смело вычеркиваю из списка мужчин !» «Ты прав, Сулейман!» отвечали мудрецы.
На третий вопрос Сулейман отвечал: «Превосходную вещь не в состоянии исказить зеркало, и то же самое зеркало не может приукрасить безобразный предмет». Улемы вновь остались довольны ответом юноши.
Сулейман далее привел такой пример: «Подобно тому, как в государстве не может быть двух правителей, так и Всевышнего не может быть сотоварища!» Улемы вновь кивали головами, выражая свое согласие.
Ответом на пятый вопрос будет следующее: «Если у человека замечательная внешность и светлое лицо, но отсутствует борода, то это не портит его общего вида, однако внешность еще не признак зрелого ума. Богатство человека при отсутствии у него добродетелей и щедрости низводит его до уровня нищего, потому как добро скупца, подобно кладу зарытому глубоко под землю, ведь от него пользы никакой!» Улемы были едины в своем вердикте: «Сулейман – прав!»
После этого хазрати Сулейман (мир ему) милостью и волей Аллаха Та’аля был объявлен падишахом и стал достойным наследником всего состояния своего знаменитого отца.
Из книги Каюма Насыри «Фавакихуль джулюса» («Плоды для угощения собеседника»)