Передано от 'Ата бин Абу Рабаха, который сказал: «Ибн 'Умар, ’Убайд бин 'Умайр и я зашли к 'Айше (да будет доволен ею Аллах). Мы приветствовали её. Она спросила: «Кто они?». Они сказали: «Мы 'Абдулла и 'Убайд бин Умар». Она сказала: «Добро пожаловать, о 'Убайд. Что с тобой случилось, ты не приходишь к нам?». 'Убайд сказал: «Когда приходишь редко, увеличивается дружба».
Ибн 'Умар сказал: «Давайте оставим наши слова. Расскажи нам нечто удивительное о Посланнике Аллаха (мир ему)». 'Айша сказала: «Все дела Посланника Аллаха (мир ему) были удивительными. Однако есть более удивительное. Однажды вечером Посланник Аллаха (мир ему) сказал мне: «О 'Айша! Разрешишь ли ты мне провести эту ночь в поклонении моему Господу?». Я сказала: «Клянусь Аллахом, мне нравится быть вместе с тобой. Но ещё больше меня радует то, что радует тебя».
Затем он подошел к сосуду, совершил омовение и встал на намаз. Он плакал. Он плакал так, что его одежда, благословенная борода, место, где он совершал саджда, были мокрыми от слез. После того как Билал произнес азан на утреннюю молитву, он зашел к Пророку (мир ему). Когда он увидел плач Посланника Аллаха (мир ему), то сказал: «О, Посланник Аллаха! Если Всевышний Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения, почему ты плачешь?»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О Билал! Если я не буду плакать, буду ли я тогда благодарным рабом Аллаха? Этой ночью мне были ниспосланы такие аяты:
«Поистине, Аллах велик в Своих творениях. В сотворении небес и земли, смене дня и ночи - ясные знамения для обладающих разумом, понимающих и сознающих, что Аллах Един и Мощен! Обладающие разумом, которые вспоминают Аллаха Всемогущего, Великого везде и всегда, стоя, сидя, лёжа, и предаются размышлениям о сотворении небес и земли, выражают свои мысли и чувства, говоря: «Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно, а как знамения Твоей мощи и мудрости! Ты превыше того, что не подобает Твоему величию и совершенству! Защити нас от мук в огне! И направь нас на прямой путь истины!»1.
Затем он (мир ему) сказал: «Какое сожаление тому человеку, который читает эти аяты и не задумывается над ними!».
В некоторых преданиях сказано: «Тому, кто, посмотрев на звезды, удивится, поразмыслит о могуществе Аллаха и прочтет:
«Раббана ма халякта хаза батыйлян субханака ва кина газабаннар»
(«Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно, а как знамения Твоей мощи и мудрости! Ты превыше того, что не подобает Твоему величию и совершенству! Защити нас от мук в огне! И направь нас на прямой путь истины!»), -
запишется столько наград, сколько на небе звезд».
Передано от 'Амра бин Кайса, который сказал: «В ахирате много радостей будет у тех, кто много печалился в этом мире. В ахирате много смеха будет у тех, кто много плакал в этом мире. В ахирате спасутся благодаря своему иману те, кто много размышлял в этом мире».
Передано от 'Амру ибн Муррата, что однажды, Пророк (мир ему) прошел возле одной группы людей, которые размышляли. Он (мир ему) сказал им: «Размышляйте о творениях Аллаха. Но не размышляйте о самом Всевышнем Аллахе».
Хашим ибн 'Урва передал от своего отца, а он от Пророка (мир ему), который сказал: «Шайтан придет к одному из вас и спросит: «Кто сотворил небеса?». Он ответит: «Всевышний Аллах». Шайтан спросит: «Кто сотворил землю?». Он скажет: «Всевышний Аллах». Затем шайтан спросит: «А кто сотворил Аллаха?». Если кто-нибудь из вас почувствует что-то от этого, то пусть скажет: «Аманту би-Лляхи ва расулихи» («Я уверовал в Аллаха и Его посланника»).
Факих сказал: «Если человек желает достичь достоинства размышления, то ему необходимо размышлять о следующих пяти вещах.
Первое: пусть он размышляет об аятах и знамениях.
Второе: пусть он размышляет о благах Аллаха.
Третье: пусть он размышляет о наградах Всевышнего Аллаха.
Четвертое: пусть он размышляет о наказании.
Пятое: пусть он размышляет о том, как Всевышний Аллах проявляет доброту по отношению к нему и пусть размышляет о своем страдании (мучении)».
Размышлять об аятах и знамениях - это обращать внимание на то, как Всевышний Аллах сотворил небеса и землю. Размышлять о смене ночи и дня, о том, как Аллах сотворил тебя, размышлять о могуществе Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«На земле есть много ясных знамений для убежденных. И в ваших душах тоже есть ясные знамения. Неужели вы их не замечаете и не видите, на что они указывают?!2»
Если человек будет размышлять об аятах и знамениях, то он увеличит свою близость ко Всевышнему Аллаху.
Размышлять о благах - это обращать внимание на блага Всевышнего Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
«А если вы будете вести счет милости, которую Аллах оказал вам, то вы не сочтете ее, поскольку она безгранична»3.
Что касается размышления о наградах Аллаха, то это размышление о различных наградах, которые уготовал Аллах в раю для Своих друзей (авлия). Размышления об этом увеличивают желание достичь этого вознаграждения и повышают силы в поклонении Всевышнему Аллаху.
Что касается размышления о наказании Аллаха, то это размышления о тех муках, наказаниях в аду, которые получат враги Всевышнего Аллаха. Размышления об этом увеличивают страх и дают силы воздерживаться от греха.
А что касается размышления о том, как Всевышний Аллах проявил добро по отношению к человеку, то это размышление о доброте Аллаха. Доброта Аллаха заключается в следующем: Он скрыл его грехи, не наказал его за эти грехи и призвал покаяться.
Размышлять о своем страдании - это значит задуматься, как ты бросил повеления Аллаха и впал в греховное. Такое размышление увеличивает стыдливость. Если человек будет размышлять об этих вещах, то он будет одним из тех, кто достиг достоинства размышления. О них Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Один час размышлений лучше, чем один год, проведенный в молитвах».
Он не будет размышлять о другом. Ибо другие размышления - это искушение (васваса).
___________________________________
1. Сура «Апь-'Имран», 190- 191 аяты.
2. Сура «Аз-Зарийат», 20 - 21 аяты.
3. Сура «Ибрахим», 34 аят.
Из книги "Танбихуль-гафилин"