Рамадан – время переосмысления себя и своих поступков, время размышлений о своей жизни. Мы, будучи верующими людьми, находимся в постоянном самоанализе, определяем, что отдаляют нас от Всевышнего. Очищение себя от плохих мыслей, помыслов и намерений – постоянный процесс в жизни верующего, который осознает свою природу и ошибки. Ошибки и грехи не закрывают перед нами двери милости Всевышнего, а беспечность может навсегда лишить прощения Аллаха.
Посланника Аллаха (мир ему) призывал верующих к очищению своей души посредством покаяния. В Коране говорится:
«И, поистине, Аллах уже облагодетельствовал верующих тем, что отправил к ним Посланника из них самих [араба, которого они знали с лучшей стороны еще до начала его пророческой миссии], который читает им Его аяты, очищает их [от дурных качеств, ложных убеждений и порицаемых поступков] и обучает их Книге и мудрости, хотя до этого они пребывали в очевидном заблуждении» (сура «Али Имран», аят 164).
В хадисе от Абу Хурайры говорится: «Если человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятнышко. Оставление греха (отстранение себя от него), раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа отполировывает сердце (удаляют с него это пятно). Если же человек повторяет (те же) грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не откроет все сердце (обернув его в некую беспросветную оболочку). Это и есть то окутывание, обертывание, которое упомянуто Всевышним в Коране» (Ахмад).
Если человек будет постоянно совершать недозволенное, он заполнит свою душу грехами настолько, что не сможет отличать благое от греховного, его сердце почерствеет и ослепнет. Но пока он осознает содеянное, раскаивается и совершает покаяние, ища убежища у Аллаха, то есть шанс, что его сердце не лишится света веры.
Посланник Аллаха (мир ему) заповедовал верующим зикры – поминания Аллаха, посредством которых можно укрепить связь со Всевышним, очистить себя от грехов и наполнить свое сердце светом и стремлением к праведности:
1. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Тому, кто после каждого намаза 33 раза произнесет «Субханаллах», 33 раза «Альхамдулиллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а после этого прочтет «Ля иляха илляллаху ...», тому будут прощены его грехи, даже если их будет больше, чем пены в море» (Муслим).
2. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто 100 раз в день скажет:
لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ، وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيءٍ قَدِيرٌ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ، سُبْحَانَ اللهِ، وَالْحَمْدُ للهِ، وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَاللهُ أَكْبَرُ
«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир», получит такую же награду, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стерты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше того, что сделал он, кроме такого человека, который сделает еще больше» (Бухари, Муслим).
В одном хадисе говорится, что если человек будет произносить ежедневно по 100 раз «Субханаллахи уа бихамдих», все его грехи будут прощены, даже если их будет столько же, сколько пены в океане (Бухари).
3. Чем больше мы говорим, тем больше вероятность совершения грехов, вовлечения в ненужные разговоры, сплетни и т.д. Во избежание подобных грехов Пророк Аллаха (мир ему) предписал верующим следующий зикр:
«Тому, кто присутствует в собраниях и вовлечен в ненужные разговоры, нужно произнести:
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أَنْ لاَّ إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ، أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إلَيْكَ
«Субханака Аллахумма уа бихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагфирука уа атубу иляйка», тогда он будет прощен за намеренные и ненамеренно совершенные грехи во время этого собрания» (Тирмизи).
4. Сад Ибн Абу Ваккас передает, от Посланника Аллаха (мир ему), сказавшего: «Кто, услышав муаззина, произнесет: «Ашхаду алля иляха илляллаху вахдаху ля шарикя ляху ва энна мухаммадан абдуху ва расулюху радыйту билляхи раббан ва бимухаммадин расулян ва биль-ислями динан», тому будет прощен его грех» (Муслим).
5. «Тот, кто станет произносить
لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدَ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
سُبْحَانَ اللهِ، وَالْحَمْدُ للهِ، ولَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَاللهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ العَلِيِّ الْعَظيِمِ، ربِّ اغْفِرلِي
«Ля иляха илляЛлаху, вахдаху ля шариика лях, лахуль-мульку, ва лахуль-хамду, ва хува аля кулли шайъин къадиир. Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар. Ля хауля ва ля куввата илля билляхиль аллахиль азым, рабби гфирли» будет прощен, а если он взовет к Аллаху, на его мольбу будет отвечено, а его молитва — услышана» (Сунан ибн Маджа).
Совершая данные зикры, верующий осознает свое истинное положение и находится в состоянии постоянного осознания Всевышнего, который прощает своих рабов и открывает двери к Его Милости и Прощению.
Islam-Today