4 вида человечности: "Примкни к другу Аллаха, тех троих оставь"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 146. Разъяснение того, что степеней человека и человечности насчитывается четыре
Человек и сыны человечьи все вместе
На четыре вида делятся, ни более, ни менее этого.
Первый вид – это верующие, которые попадут в рай,
Непременно заслуживают они [рая] и облагодетельствованы милостью [Аллаха].
Поскольку души их от света Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.) [происходят],
Воздаянием их прощение и награда является.
[Аяту] «Повинуйтесь Аллаху…» (ати’у-Лллах) подчиняются они все до единого,
Рабами избранными они являются.
Каждый [из них] бескрайнее море знания
В сердце скрывает, таким образом.
Избранными и искренними именно эти люди являются,
Будут идти они [по пути] шариата до Судного дня.
Другим видом являются неверные,
Весьма и весьма безграничны и бескрайни они.
Все они поголовно обитателями ада являются,
Хотя в мирской жизни обладают серебром и золотом.
Местом их являются ад и барзах,
Одни в огне находятся, а другие – во льду.
Разве верующий и неверный сравнятся друг с другом,
Хотя оба они происходят от одного человека?
Один фальшивый, а другой – подлинный, словно золото.
Один подобен тростнику, а другой – сахару.
Другим видом являются все, кто будут на оградах (а’рафийан),
Освободились они и от этого, и от того.
Не имеют они надежды на рай,
Не боятся они также и ада.
Спокойны они между этими и теми,
Освободились от скверны, очистились.
Четвертый вид является [самым] великим из этих трех,
Свободен от ада, райских садов и блаженства.
Короче говоря, достигли они желаемого,
Преодолели они пути, прибыли к стоянке.
Посмотри на себя, чем из этого всего ты являешься?
Кем из этих четырех ты являешься?
Примкни к другу [Аллаха], тех троих оставь,
Приди в себя и стань сведущим об Аллахе!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017
Читайте также:
-
Я приняла Ислам, скрываю это от родителей, читаю молитву в ванной
Я новообращённая в Исламе. Живу с родителями, скрывая религию. Молиться приходится в ванной, но в последнее время члены семьи отвлекают меня всё чаще и чаще. Бывало, я по три раза начинала читать намаз, и они меня постоянно звали, спрашивали о чём-то... так и не дочитывала намаз. Сейчас меня отвлекает чувство страха и беспокойство, что мне опять кто-то помешает или обнаружит за совершением молитвы. Эти плохие мысли мне мешают читать полноценный намаз. В последнее время появился страх даже начинать его читать. Могу ли я как-то возместить его другим образом?
-
«…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…»
Добро (хайыр) – это очень широкое понятие, охватывающее все хорошее, что приходит на ум, все полезные дела и поступки. Добро означает намеренное и искреннее стремление людей к осуществлению блага. В Исламе добром также называют бескорыстное оказание помощи другим. А есть еще понятие хайрат (благотворительные учреждения), под которыми подразумеваются построенные ради довольства Аллаха и переданные в пользование народу мечети, медресе, школы, библиотеки, больницы.
-
Схема решения любых проблем согласно исламу
В жизни каждого из нас есть свои трудности, проблемы и испытания. К сожалению, жизнь не состоит только из приятных и счастливых моментов, трудности неизбежны. Испытания – от Аллаха, ничто не постигает нас, не будь на то воля Аллаха. Но вместе с испытаниями Аллах Всевышний посылает решение и облегчение. Наша вера предоставляет нам совершенный план действия при наступлении трудностей, придерживаясь которого, человек непременно обретает решение, спокойствие и, главное, довольство Аллаха.
-
5 причин почему мусульманин должен читать книги
Мы знаем, что на нас лежит ответственность за стремления к знаниям, следовательно к чтению книг. Мы инстинктивно знаем, что в книге благо для нас. Мы знаем, что в книге – знания, что абсолютно фундаментально на нашем пути к Аллаху. Но несмотря на это, у нас нет времени на книги и чтение, мы откладываем это дело в далекий ящик
-
Тот, кто прочитает эти десять аятов утром, будет защищен от шайтана до самого вечера...
Тот, кто прочитает следующие десять аятов суры «Бакара» утром, будет защищен от шайтана до самого вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от шайтана до самого утра. Кроме того, его не настигнут неприятности, связанные с семьей или деньгами. Если прочесть и дунуть на больного человека, то Аллах облегчит его состояние...
-
Аманат: сохранить и вернуть
Если мы отдаём кому-то свои аманаты, то проявляем к этому человеку доверие и рассчитываем на его порядочность. А когда получаем сами что-то на хранение, то должны отнестись к этому крайне серьёзно.
-
Вознесение Пророка (ﷺ) на небеса: как это было
Одним из чудес, которым наделил Всевышний своего последнего посланника стало именно это событие – Исра и Мирадж. В чем оно заключалось, что именно тогда произошло, где и в каких местах это было - мы тоже совершим свое маленькое путешествие в эту невероятную, но достойную пророка историю.
-
Как правильно пить воду зам-зам?
Получив в дар такой подарок с хаджа, как воду зам-зам, следует соблюсти определенные процедуры, чтобы возвеличить прием воды в акт поклонения.