Передано от Пророка (мир ему), который сказал: «Если в пище будет четыре вещи, то, поистине, у человека исполнится каждое его желание:
- если его пища дозволена (халяль),
- если перед употреблением пищи он скажет «бисми-Ллях»,
- если умножатся руки к этой пище,
- если после употребления пищи он скажет «Аль-хамду ли- Ллях».
Хасан передал от Пророка (мир ему), который сказал: «Если Всевышний Аллах наделит Своего раба маленьким или большим благом и раб скажет «Аль-хамду ли- Ллях», то ему будет дано больше того, что он получил прежде».
Передано, что Пророк (мир ему) сказал: «Я удивляюсь положению мусульманина! Всё в его положении является благом, ибо если происходит с ним нечто радостное, он благодарит (Аллаха), и это становится благом для него, если же постигает его какое-нибудь горе, он проявляет терпение, и это тоже оборачивается для него благом».
Передано от Макхуля, что его спросили о смысле слов Всевышнего Аллаха:
"Клянусь и утверждаю, что вас непременно спросят о благах, которыми вы наслаждались в земной жизни!" О слове «на'им» («блага») он сказал следующее: «Этими благами являются тени тех мест, где пьют холодные напитки, сытость живота, красота природы, вкус сна».
Передано от Са'ида бин Джубайра, он сказал: «Кто в горести и радости воздавал хвалу Аллаху, тот первым войдет в рай».
Факих сказал: «Знай, восхваление и благодарение являются поклонением прежних и последних, ангелов и пророков. Поклонением пророков было следующее: Адам (мир ему) каждый раз после чихания говорил «Альхамду ли-Ллях» («Хвала Аллаху»). После того, как был потоплен народ пророка Нуха (мир ему) и спасен от потопа Нух (мир ему) и верующие, которые были с ним, Аллах повелел ему восхвалять Своего Господа. Всевышний Аллах сказал:
«А когда утвердишься ты и те, кто с тобой, на судне, то скажи: «Слава Аллаху, спасшему нас от зла нечестивых людей!»
Ибрахим (мир ему) сказал:
«Хвала Аллаху, который даровал мне, вопреки преклонному возрасту, когда я уже отчаялся в том, что у меня будет потомство, Исма'ила, а затем Исхака. Поистине, мой Господь слышит мои молитвы и внемлет мольбе моей».
Давуд (мир ему) и Сулейман (мир ему) сказал:
«Хвала Аллаху за то, что Он даровал нам преимущества перед многими из Своих верных, благочестивых рабов, повинующихся Ему».
Обитатели рая в шести случаях будут восхвалять Аплаха’Та'аля.
Во-первых, когда Аллах Всевышний скажет: «Отделитесь сегодня, о, грешники, от верных!» - обитатели рая скажут: «Слава Аллаху, спасшему нас от зла нечестивых людей!»
Во-вторых, когда они пройдут через Мост (сират), они скажут:
«Хвала Аллаху, который удалил от нас печаль! Поистине, наш Господь - прощающ, благодарен!».
В-третьих, после того, как они совершат полное омовение водой жизни и войдут в рай, они скажут:
«Слава Аллаху, который привёл нас к этому пути блаженства и помог нам идти по нему. Мы не следовали бы прямым путём, если бы Аллах не направлял нас».
В-четвертых, когда они будут входить в рай, скажут:
«Хвала Аллаху Единому! Он оправдал Своё обещание, переданное нам Его посланниками. Он дал нам в наследство райскую землю, чтобы мы поселились на ней, где пожелаем».
В-пятых, когда они поселятся на свои места в раю, то скажут:
«Хвала Аллаху, который удалил от нас печаль! По-истине, наш Господь - прощающ, благодарен! Он - Тот, кто поселил нас в райском жилище из Своей милости».
В-шестых, после принятия пищи они скажут:
«Вся хвала Аллаху - Творцу и Господу обитателей миров!».
Один из мудрецов сказал: «Я был занят благодарением за четыре вещи. Аллах сотворил тысячу видов созданий. Я нашел Адама самым уважаемым из всех созданий. Аллах сделал меня одним из сынов Адама. Мужчин сделал превосходящими женщин, и меня Он тоже сделал одним из мужчин. Ислам возвысил над другими религиями, я нашел её самой любимой религией Аллаха, и меня Аллах тоже сделал мусульманином. Я нашел общину Мухаммада (мир ему) превосходящей другие общины и меня Аллах тоже сделал одним из общины Мухаммада (мир ему)».
Было сказано: «Благодарность бывает двух видов: общая и особенная благодарность. Общая благодарность - это восхваление Аллаха языком и признание языком того, что все блага от Аллаха. А что касается особенной благодарности, то это восхваление Аллаха языком, познание сердцем, труд частями тела и оберегание частей тела от того, что не является дозволенным».
'Амру бин Шу'аиб (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему) следующее: «Если у человека будут два особенных качества, Всевышний Аллах запишет его у Себя как благодарного и терпеливого раба.
Первое качество - в плане религии смотреть на того, кто выше тебя, чтобы брать его в качестве примера.
Второе качество - в отношении мирского смотреть на того, кто ниже тебя по степени (социальной), чтобы восхвалять Аллаха».
Факих сказал: «Благодарность состоит из трех частей. Когда Аллах Та'аля что-нибудь тебе дает, то тебе следует за это благо воздавать хвалу Аллаху. Быть довольным этим благом. Когда польза этого блага постоянно с тобой и твое тело получает силу благодаря ей, не совершай грехи перед Аллахом».
Маймун бин Махран передал от Ибн 'Аббаса следующее: «У Аллаха Та'аля есть такие хорошие люди, если они совершат добро, радуются, если совершат зло, просят прощения у Аллаха (исти'фар). Если им будут даны блага, они воздают хвалу Аллаху, если их постигнет печаль, они проявляют терпение».
Мухаммад бин Ка’б передал, что однажды Сулейман бин Давуд (мир ему) сел на свое верховое животное. К нему подошли люди и сказали: «О, Посланник Аллаха, тебе было дано то, что не было дано никому».
Сулейман (мир ему) сказал: «Есть четыре особенности, если у кого-нибудь будут эти особенности, то, поистине, он обрел больше того, что было дано детям Дауда (мир ему).Страх перед Аллахом в открытом и скрытом месте; намерение во время богатства и бедности; справедливость во время гнева и довольства; восхваление Аллаха и в горести, и в радости».
Передано от Абу Зарра 'Ифари, его спросили: «Какой человек получил блага?». Он сказал: «Тело в земле, которое свободно от наказания, и ждёт награды».
Из книги "Танбихуль гафилин"