3 случая, когда ложь разрешена

Фото: pathdoc/ shutterstock.com

Фото: pathdoc/ shutterstock.com

Ложь — это слова сознательного искажения истины, которые человек говорит специально, чтобы ввести других в заблуждение. 

Так одной из форм лжи является, например, ситуация, когда человек называет другого человека своим отцом или господином, в то время, как тот не является ни тем, ни другим. Это и есть ложь.

 В хадисе, переданном от Сада ибн Аби Ваккаса (радыйаллаху анху) говорится:

مَنْ اِدَّعَي اِلَي غَيْرِ أَبِيهِ وَ هُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ غَيْرُ أَبِيهِ فَالْجَنَّةُ عَلَيْهِ حَرَامٌ

«Для того, кто станет утверждать, что какой-то человек является его отцом, в то время как этот человек на самом деле не является его отцом, Рай станет запретным» (Бухари, Магази, 57; Муслим, Иман, 27).

В хадисе, переданном от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:

مَنْ اِدَّعَي اِلَي غَيْرِ أَبِيهِ أَوْ تَوَلَّي غَيْرَ مَوَالِيهِ فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللَّهِ وَ الْمَلَائِكَةِ وَ النَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Если человек назовет своим отцом, кого-то другого помимо родного отца, или раб назовет своим господином, кого-то другого, помимо своего настоящего господина, то на них ляжет проклятье от Аллаха, ангелов и всех людей» (Ибн Маджа, Васайа, 6).

Абу Зарр (радыйаллаху анху) передает, что слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:

لَيْسَ مِنْ رَجُلٍ اِدَّعَي لِغَيْرِ أَبِيهِ وَ هُوَ يَعْلَمُ اِلَّا كَفَرَ وَ مَنْ اِدَّعَي مَا لَيْسَ لَهُ فَلَيْسَ مِنَّا وَ لْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ وَ مَنْ دَعَا رَجُلًا بِالْكُفْرِ أَوْ قَالَ عَدُوَّ اللَّهِ وَ لَيْسَ كَذَلِكَ اِلَّا حَارَ عَلَيْهِ

«Для того, кто сознательно назовет своим отцом того, кто им не является, это будет ничем иным, как куфром. Кто станет утверждать, что ему принадлежит то, что на самом деле ему не принадлежит, то не из нас, и пусть этот человек приготовиться к месту в Аду. Если кто-то обратиться к другому человеку со словами «эй, кяфир» или «эй, враг Аллаха», тогда как на самом деле этот человек не является таковым (кяфиром или врагом Аллаха), то эти слова вернутся к сказавшему их» (Бухари, Манакиб, 5; Муслим, Иман, 27).

Фото: ShotPrime Studio/ shutterstock.com

Фото: ShotPrime Studio/ shutterstock.com

В каких случаях ложь является дозволенной?

Точно так же является ложью рассказывать сновидения, которых человек на самом деле не видел. В хадисе, переданном от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится:

مَنْ تَحَلَّمَ بِحُلُمٍ لَمْ يَرَهُ كُلِّفَ أَنْ يَعْقِدَ بَيْنَ شَعِيرَتَينِ وَ لَنْ يَفْعَلَ وَ مَنْ اسْتَمَعَ اِلَي حَدِيثِ قَوْمٍ وَ هُمْ لَهُ كَارِهُونَ أَوْ يَفِرُّونَ مِنْهُ يُصَبُّ فِي أُذْنَيْهِ الْآنُكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَ مَنْ صَوَّرَ صُورَةً عُذِّبَ وَ كُلِّفَ أَنْ يُْفِخَ فِيهَا الرَّوْحُ وَ لَيْسَ بِنَافخٍ

«Тот, кто расскажет о сне, которого он на самом деле не видел, в Судный день будет обязан привязать друг к другу два зернышка ячменя. Но он ни за что не сможет сделать этого. Так же если человек будет подслушивать разговоры других людей, и они будучи недовольны этим, сбегут от него (от подслушивающего), то в судный день ему в уши зальют расплавленный свинец. Тот, кто нарисует изображение живого существа будет подвергнут наказанию и в Судный день будет приказано вдохнуть в это изображение душу, но он ни за что не сможет сделать этого» (Бухари, Табир, 45).

Так же ложью является отказ от первоначального намерения. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:

كَفَي بِالْمَرْءِ اِثْمًا أَنْ يُحَدِّثَ بِكُلِّ مَا سَمِعَ

«Рассказывать обо всем услышанном будет достаточно человеку в качестве греха» (Муслим, Мукаддима, 3; Абу Давуд, Адаб, 88).

Нет никакой разницы будет ли это сказано серьезно, или в шутку. Однако в трех случаях ложь будет считаться разрешенной.

В хадисе, переданном от Асмы бинти Йазид (радыйаллаху анха) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

لَا يَحِلُّ الْكِذْبُ اِلَّا فِي ثَلَاثٍ رَجُلٌ يَكْذِبُ اِمْرَأَتَهَا لِيُرْضِيَهَا وَ رَجُلٌ يَكْذِبُ فِي الْحَرْبِ فَاِنَّ الْحَرْبَ خُدْعَةٌ وَ رَجُلٌ يَكْذِبُ بَيْنَ الْمُسْلِمَيْنِ لِيُصْلِحَ بَيْنَهُمَا

«Говорить ложь будет разрешено только в трех следующих случаях: ложь, сказанная мужчиной своей жене, чтобы доставить ей удовольствие; ложь на войне, так как война — это хитрость; и ложь, сказанная человеком ради примирения двух поссорившихся мусульман» (Тирмизи, Бирр, 26).

В риваяте, переданном от Умму Гульсум (радыйаллаху анха) есть следующее дополнение: «Женщина так же может сказать ложь, чтобы доставить удовольствие своему мужу».

К этим трем ситуациям, когда ложь считается разрешенной, была добавлена еще одна: ложь перед злодеем или тираном ради того, чтобы помешать его злу, и ради торжества истины.

Было сказано: так же считается разрешенным давать ложные обещания или ложные угрозы ребенку, который не хочет идти в школу; говорить неправду ради сохранения тайны другого человека; а так же скрывать свои грехи и вину ради того, чтобы доставить удовольствие другому человеку, при условии, что это делается для того, чтобы помириться с этим человеком.

Начало любого греха: какое качество больше всего не любил Пророк ﷺ в людях?

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle