Фото: Odua Images / shutterstock.com/ru
Человеку разрешается солгать в трех случаях:
1. Можно говорить неправду во время военных действий, поскольку война – это хитрость.
2. С целью восстановить хорошие отношения между двумя му’минами, то есть чтобы примирить их.
3. Муж может приврать жене, чтобы обрадовать ее.
В хадисе, переданном от Нуваса ибн Сам‘ана радыяллаху ‘анху, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Почему я наблюдаю, как вы тонете во лжи, как будто упали в огонь? Каждая ложь записывается. Человек может солгать на войне, поскольку война – это хитрость. Можно соврать, чтобы закончить вражду и обиду между двоими. Можно сказать неправду, чтобы обрадовать жену и сделать ей приятное» (Ат-Тирмизи, № 1939).
Начало любого греха: какое качество больше всего не любил Пророк ﷺ в людях?
О дозволенности соврать в этих трех случаях было сообщено, как исключение. Кроме этих трех случаев, можно также иногда сказать неправду с добрыми намерениями и с благой целью. Например, человек, у которого грабители требуют указать, где находятся припрятанные деньги, может не говорить им правды. Или же человек, которого поймали за совершение прелюбодеяния или употребление опьяняющих напитков, может отрицать свои действия.
Наш Пророк ﷺ говорил: «Кто совершил мерзкие поступки пусть укроет их завесой Аллаха». Поскольку открыто выставлять свой грех тоже является грехом. Человеку дозволено соврать для того, чтобы не дать совершить несправедливость по отношению к себе или получить то, что ему положено.
Если человек, обладающий правом преимущественной покупки, ночью узнает о том, что его сосед собирается продать свое имущество, то может подождать до утра и только после этого объявить о своем праве на покупку. Если при этом он скажет, что только что узнал об этом, то это не будет считаться обманом, поскольку ночью он может не найти свидетелей.
То же самое касается, когда речь идет о других. Когда тебя спрашивают о твоем брате мусульманине что-то такое, о чем он предпочел бы не говорить, то можно отвечать, что не знаешь. Если человек хочет попросить прощения у друга и понимает, что не сможет добиться его расположения, не скрыв своего дурного поступка, то может соврать, отрицая совершенное им.
Фото: Luthfi Syahwal/ shutterstock.com
Однако в этих случаях надо соблюдать осторожность, поскольку любая ложь опасна. Можно соврать лишь в том случае, если высказанная правда может привести к еще более нежелательным последствиям. Если же ложь и правда приводят к одинаково негативным последствиям, тогда следует выбирать правду. Если же легче сказать правду, чем солгать, то в этом случае говорить правду становится ваджибом. Но если ложь представляется наименьшим злом, тогда можно соврать. Это иногда может стать ваджибом, иногда же мубахом.
К примеру, если убежавший из рук тирана будет казнен в случае его поимки, то можно соврать для его спасения. Также разрешается говорить неправду на войне, или для примирения двух человек, или же чтобы успокоить человека, по отношению к которому была совершена несправедливость. Однако по мере возможности надо постараться не солгать. Ибо если один раз открыть врата лжи, то это может войти в привычку и привести к самым неожиданным последствиям.
Нет ничего плохого в том, чтобы говорить иносказательно, намеками. Это способ донести до собеседника свою мысль в том случае, если невозможно или нежелательно высказаться прямо. Например, когда скупому человеку говоришь: «Скупость – это неприятная вещь». Или когда намекаешь на гостеприимство и щедрость другого, говоря: «У такого-то человека в печке никогда не кончается зола». Это означает, что у него дома всегда гости, и он очень гостеприимный человек. Однажды наш Пророк ﷺ увидел человека, надевшего желтую одежду, и сказал ему: «Если бы эта одежда оказалась в печке, это было бы лучше для тебя» (Ат-Тахави «Шарху ма‘ани аль-асар», 4/249).
Этим он хотел сказать: «Если бы на те деньги, которые заплатил за эту одежду, ты купил бы муки, и испек в печке хлеба, то для тебя это было бы лучше».
Фото: elements.envato.com/ Pressmaster
Ответ на основе книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»