Когда нам говорят о грехах, мы представляем себе распитие спиртного, убийство, воровство, прелюбодеяние, то есть великие грехи. Однако мало кто обращает внимание на невеликие грехи, а многие не имеют достаточных сведений относительно большинства этих грехов.
Мы считаем, что покаяние необходимо только от больших грехов, однако исламские ученые объясняют, что упрямое совершение малых грехов без покаяния ставит их на уровень больших. Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Нет малого греха вместе с упрямством, и нет большого греха с раскаянием».
Каких людей Пророк ﷺ приравнял к «издевающимся над Господом»?
Поэтому важно знать малые грехи и избегать их по мере возможности. Их количество намного больше количества больших грехов. О некоторых из них мы поговорим ниже.
1. Поворачиваться в сторону киблы при справлении большой или малой нужды.
Это правило относиться к «туалетному» этикету. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас заходить в отхожее место с левой ноги, справлять нужду сидя при возможности и при этом не разговаривать. Также Пророк запретил нам поворачиваться лицом к кибле во время справления нужды: «Когда кто-либо из вас хочет справить нужду, то пусть не поворачивается к кибле лицом или спиной. Пусть повернется на восток (Медины) или на запад» (ан-Насаи).
Среди правоведов существуют разногласия относительно того, касается ли это правило только открытой местности, или это относится и к закрытым туалетам. Однако по возможности, где бы ни справлял нужду человек, ему следует, хотя бы немного, отклоняться от киблы. Это относится к избеганию сомнительных поступков.
2. Свататься к невесте единоверца.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал поступки, которые могут повредить дружбе и братству мусульман. К этим поступкам относятся как большие грехи, как например, сплетни, клевета, шпионаж, так и грехи малые.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Верующий - брат верующего, и не дозволено верующему сбивать торговлю своего брата, и не дозволено ему свататься к той, к которой посватался его брат, пока тот не оставит ее» (Муслим и другие).
Причина этого очевидна. Если кто-либо посватается к девушке, зная, что к ней уже посватался другой мусульманин, то этим он либо поколеблет их дружбу, либо откроет двери к очевидной вражде. Пусть сватовство к невесте другого и не является большим грехом, однако оно ведет к запретным поступкам.
Покаяние в исламе: условия, форма, результат
3. Избегание общения с единоверцем больше трех дней.
В общении мусульман может происходить разное: ссоры, разногласия, споры. Всем нам свойственны разные эмоции и чувства. Кто-то может обидеться на простую критику, а кто-то более терпелив и сдержан. Однако каким бы терпеливым ни был человек, у каждого есть те границы, при нарушении которых у него в душе появляется обида или даже ненависть.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас жить в дружбе и взаимопонимании, однако он не запретил обижаться, а запретил обижаться и оставлять общение с братьями больше, чем на три дня: «Не разрывайте связь друг с другом, не поворачивайтесь спиной, не питайте ненависть и не завидуйте друг другу. О, рабы Аллаха, будьте братьями. Не дозволено мусульманину избегать своего брата по вере более 3-х дней» (аль-Бухари, Муслим).
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал: «В понедельник и четверг Аллах прощает каждому мусульманину, кроме придающих Аллаху сотоварищей и поссорившихся» (Муслим).
Чем опасна излишняя уверенность в своей безгреховности?
Islam-Today