Всякому верующему человеку хочется быть уверенным, что все дела, которые он совершает в жизни, угодны Всевышнему, и будут Им приняты в Судный день. Поэтому все мы периодически задумываемся над тем, какие же деяния будут самыми весомыми в это время? Что говорится в источниках исламской религии на эту тему?
1. Самая первая вещь, о важности которой говорится во многих хадисах, - это благой нрав верующего:
«Из того, что будет положено на весы (деяний) в Судный день, нет ничего весомее, чем благой нрав. Воистину, обладатель благородного нрава достигнет степени постящихся и молящихся» (Абу Дауд).
В другом хадисе говорится:
«Самым тяжелым на весах в Судный день окажется хороший нрав. Поистине, Аллах ненавидит всякого непристойного и неприличного» (Тирмизи).
Сам Пророк Всевышнего (мир ему) подчеркивал, что он пришел к людям именно для улучшения их нравов. В Коране вера во Всевышнего и благие дела всегда следуют одно за другим:
«Поистине, те, кто уверовал и совершал праведные дела [совершали то, что повелел Аллах и сторонились того, что Он запретил], – дарует им Милостивый любовь» (Сура "Марьям", аят 96).
«Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, – Господь поведёт их верным путем за их веру» (Сура "Юнус", аят 9).
Истинно верующего человека отличают, прежде всего, хорошие поступки и правильное поведение. Понятие благого нрава очень обширно и всеобъемлюще. Сюда относятся те чувства и мысли, которые находятся у нас в сердце и разуме: доброе мнение о других людях, отсутствие в человеке зависти, ненависти, злобы; общий позитивный настрой, когда мы исполнены благодарности Всевышнему за Его милость к нам. Ведь все поступки – и хорошие, и плохие, сначала рождаются у человека внутри, в виде мыслей.
Чрезвычайно важны для обретения благонравия и правильные слова – когда человек старательно избегает осуждения, злословия, лжи, сплетен, непристойных выражений, сквернословия, грубости. Иногда кажется, - что такое слово человека, это просто набор звуков, сотрясение воздуха. Однако, словом можно больно ранить (а иногда – и погубить человека, сломать ему жизнь), дурные слова разрушают семьи, дружбы, добрососедские отношения, из-за неосторожных слов начинаются драки, конфликты, разжигаются войны.
Недаром в пророческом сообщении говорится, что однажды посланника Аллаха (мир ему) спросили – что лучше всего поможет людям оказаться в Раю, и он ответил: «Богобоязненность и благонравие». А когда его спросили о том, что чаще всего приводит людей к плохому концу, он сказал: «Рот и половые органы» (Тирмизи).
Как мы видим, здесь опять речь идет о важности благого нрава и об опасности неправильного использования нашего языка.
И конечно, благой нрав – это хорошие, правильные поступки. Как-то раз пророк Всевышнего (мир ему) сказал людям, что истинно верующий – это тот, кто не причиняет другим людям вреда своим языком и своими руками. Что можно сделать руками – не только ударить кого-то или взять чужую вещь без спроса, руками мы можем принести людям неудобства – к примеру, выбросить на дорогу мусор, на котором поскользнется прохожий; ущемить права соседей – когда поставим рядом с их дверью какую-то вещь, мешающую их проходу, будем слишком громко шуметь у себя в квартире и мешать их отдыху.
Благой нрав – это и отказ от неправильного использования органов своего тела, когда человек не ходит в места, где происходит что-то нехорошее и греховное, и когда он не смотрит на непристойные вещи, и не слушает чужую ложь, сплетни, злословие. Хорошее поведение, разумеется, подразумевает соблюдение целомудрия, отстранение от распущенного, непристойного поведения, - когда молодые люди не вступают в интимную связь вне брака, и хранение супружеской верности, - когда мужья и жены не нарушают святость брачных уз.
Наверное, многие слышали историю о том, как женился отец великого имама Абу Ханифы (да помилует его Всевышний). Отец его невесты сказал, что его дочь глухая, слепая, немая, да и к тому же не владеет ни ногами, ни руками. Но после заключения брака оказалось, что девушка здоровая и вдобавок очень хороша собой, а под ее физическими недостатками подразумевалось, что она никогда не совершала запретных поступков никакими частями своего тела – не слушала греховных речей, не делала ничего плохого, не произносила лжи или непристойности.
Пусть Всевышний дарует нам подобную глухоту, немоту и слепоту к этим вещам и подобную неспособность совершать что-то дурное любым органом нашего тела.
2. Также в хадисах упоминается, что произнесение зикра – поминания Всевышнего, будет тяжелым на весах в Судный день:
«Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах (они будут) тяжелыми – (это слова)
«СубханаЛлахи ва бихамдихи, субханаЛлахи-ль-‘Азым»
«Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому»
(Бухари и Муслим).
3. В другом хадисе сказано, что слова «Альхамдулиллях» - «Хвала Аллаху» также могут наполнить весы деяний человека (Муслим).
Разумеется, речь идет о том, что человек будет произносить эти слова осознанно, с пониманием их смысла – что он действительно воздает хвалу своему Творцу и благодарен Ему за все Его блага. Весомость этих слов в том, что человек понимает, кто такой его Создатель, осознает Его величие и признателен Ему за все Его милости к созданиям.
Пускай Господь даст всем нам постоянно помнить о нашем Творце и быть ему благодарными.
Анна Кобулова