Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (с.г.в.), сказавшего: «Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много. Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, вы бы вышли на возвышенности взывая к Господу вашему вашему и плача. Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, не гневались бы на своих жен и не оставляли бы их одних на своих перинах и не находили бы спокойного места в ваших постелях».
Юнус передал от Хасана Басри (р.г.), который сказал: «Верующий в Аллаха человек утро и вечер встречает печальным. Хасана Басри ты увидишь редко, но если увидишь, то увидишь его печальным, будто его настигло новое горе. В другом предании сказано: «Поистине, если встречался Хасан, то встречался печальным, будто он вернулся, похоронив свою мать».
Передано, что Аузага, комментируя слова Аллаха: «Ма ляхизал-китаби», сказал: «Смех с улыбкой - маленький грех, а громкий смех - большой грех».
Передано, что Ибн Гамру сказал: «Если бы знали вы то, что знаю я, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много. Если бы знали вы то, что знаю я, то, конечно же, совершали бы земной поклон, пока спина ваша не искривится, и конечно же, кричали бы, пока не потеряли свой голос. Плачьте ради Аллаха, если не можете плакать, то притворитесь плачущими, то есть будьте подобными плачущим».
Суфьян бин Мухаммед передал сообщенный ему хадис: «В Судный день каждый глаз будет плакать, кроме трех глаз: глаз, который плакал из-за боязни Аллаха, глаз, который закрывался от взора на запрещенные Аллахом вещи и глаз, который бодрствовал (не спал) на пути Аллаха».
Передано, что Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Я посмеялся один раз и сожалею об этом. Этот смех относился к Гамру бин Губайду аль-Кадри, когда я заметил, что он выше меня. Гамру сказал мне: «Ты говоришь о знаниях, а сам смеешься, я не буду вести с тобой разговор». После этого я сожалел о своем смехе, если бы я не посмеялся, то, конечно же, я бы смог обратить его внимание к своим словам».
Мухаммед бин Габдулла сказал: «Кто оставит ненужный взгляд, тот достигнет богобоязненности. Кто оставит высокомерие, тот достигнет скромности. Кто оставит ненужные слова, тот получит полезную мудрость. Кто оставит чрезмерное употребление пищи, тот почувствует наслаждение от поклонения. Кто оставит шутки, тот получит украшение. Кто оставит смех, тот будет удостоен блага. Кто оставит соблазн к своему богатству, тот достигнет любви, а также его полюбят люди. Кто оставит проверку (дел других людей), тот сможет исправлять свои ошибки. Кто оставит размышления о качествах Всевышнего Аллаха, тот освободится от сомнений и лицемерия».
Передано, что наш Пророк (с.г.в.) о словах Аллаха: «А стена - она принадлежала двум мальчикам-сиротам в городе, и был под нею для них клад» (Сура «Аль-Кахф», 82 аят) сказал: «Под этой стеной была золотая доска, на которой было написано пять строк: первая: для меня удивительно, как может радоваться тот, кто убежден в смерти? Вторая: для меня удивительно, как может смеяться тот, кто убежден в существовании ада? Третья: для меня удивительно, как может горевать тот, кто убежден в судьбе? Четвертая: для меня удивительно, как может быть спокойным тот, кто видит, как меняется этот мир и его обитатели? Пятая: Ля иляха илля-Ллаху Мухамма-дур-расулюллах».
Сабит аль-Банани (р.г.) сказал: «Смех верующего от беспечности, то есть от беспечности в отношении дел Ахирата. Если бы у него не было беспечности, то он не смеялся бы».
Яхъя бин Мугаз Рази (р.г.) сказал: «Если ты желаешь достичь рая, то будь печальным в этом мире ради достижения радости в раю и не будь радостным и смеющимся. Достижение рая - это радость, не являющаяся печалью».
Было сказано: «Три вещи являются причиной почернения сердца: смех без удивления, употребление пищи, без очущения голода, ненужные (пустые) слова».
Из книги "Танбихуль гафилин"