Обязанностью каждого разумного и половозрелого мусульманина является изучение его религии. Самым важным в этом является изучение вопросов акыды и веры (имана). В данной статье мы продолжаем с вами разбирать различные вопросы о вере.
Начало: 19 вопросов о вере
Иман в понимании большинства ученых ахлю-сунна – это вера сердцем в то, что передано Пророком (с.а.с.) от Всевышнего Аллаха и подтверждение этого языком. В таком понимании иман (как противоположность неверию, куфру) не увеличивается и не уменьшается.
Имам Абу Ханифа (р.а.) писал: «Иман не увеличивается и не уменьшается, потому что уменьшение имана можно представить только как увеличение куфра, а увеличение имана можно представить только как уменьшение куфра. А как один человек одновременно может быть верующим и кяфиром?» («Васыя»).
Есть множество факторов, влияющих на богобоязненность и как следствие на веру человека. Следуя один за другим, эти факторы могут привести человека к гибели и вечному наказанию в День суда. Ученые в своих книгах рассказывают о большом количестве причин, приводящих человека к неверию. Самые страшные из них мы перечислим ниже:
Вера в предопределение является шестым столпом веры. Верующий человек обязан верить в то, что все в этом мире было уже предопределено, и что Аллах является создателем добра и зла. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Что хотел Аллах, то и случилось, а что не хотел – не случилось (не произошло)».
Тот факт, что все в этом мире записано и предопределено задолго до сотворения мироздания, не означает, что Аллах принуждает творения делать или не делать чего-либо. Выбор всегда остается за людьми, ведь если бы не было свободы выбора, не было бы смысла в расчете за деяния и наказании за грехи.
Вера в Писания является одним из столпов веры. Мусульманин должен иметь твердую убежденность в том, что все Писания были дарованы посланникам Всевышним Аллахом. Эти Писания являются словами Аллаха, а не словами творений.
Все, что ниспосылалось в небесных Писаниях – истина, однако мы верим, что сегодня единственной неискаженной книгой Аллаха является Коран. Остальные были искажены людьми. Всевышний Аллах говорит:
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно возвысилось над ними» (аль-Маида, 48).
Противоположностью веры (иман) является неверие (куфр). Вопрос неверия и того, что приводит к нему, человек должен изучать также серьезно, как и вопросы веры.
Ученые разделяют три вида неверия:
Многобожие можно назвать разновидностью неверия. Так каждый многобожник является неверующим, но не каждый неверующий является многобожником.
Многобожие (ширк) – это полная противоположность единобожия (таухид). Это придание Аллаху сотоварищей и приравнивание кого-то из творений к Аллаху в тех правах и качествах, которые присущи только Ему.
Всевышний Аллах о многобожии говорит:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48).
Всевышний Аллах велел Пророку Мухаммаду (с.а.с.) ответить многобожникам, которые отрицали существование будущей жизни, следующее:
«Напротив, клянусь моим Господом, вы будете воскрешены, а потом вам поведают о том, что вы творили, – ведь это для Аллаха не составляет труда» (ат-Тагабун, 7).
Большинство сур Священного Корана сообщает нам о Дне воскресения и тех событиях, что произойдут в будущей жизни. И это неудивительно, ведь все мы были созданы в этом мире для подготовки к следующей жизни.
Вера в Судный день является одним из столпов веры. Когда ангел Джабраиль (а.с.) попросил посланника Аллаха (с.а.с.) рассказать ему о столпах веры (имана), он сказал: «Суть веры заключается в том, чтобы уверовать в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы уверовать в предопределённость как хорошего, так и дурного».
Имам ат-Тахави (р.а.) в своем знаменитом труде «аль-Акыда ат-тахавия» пишет: «Рай и Ад уже сотворены. Они никогда не исчезнут и не перестанут существовать».
О том, что Рай уже сотворен, свидетельствует множество хадисов. В одном из них Пророк (с.а.с.), рассказывая о своем ночном переносе, сказал: «Потом Джибрил привёл меня к лотосу крайнего предела, который был покрыт чем-то разноцветным, чего я не разобрал. Потом я вошёл в рай, и там были шатры из жемчугов, а его земля была из мускуса».
Большие грехи не выводят человека из религии. На это указывает единогласное мнение ученых ахлю-сунна (иджма'). Например, пьющий спиртное не становится из-за этого неверующим, если только он не считает это дозволенным.
Islam-Today