Фото: bialasiewicz / elements.envato.com/ru.
Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм. Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари».
Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: «Люди в Судный день будут собраны босыми и нагими»
От ‘Убады ибн ас-Самита: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним, а кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не хочет встречи».
Услышав эти слова, ‘Аиша сказала: «Но мы ведь не желаем смерти!»
Пророк ﷺ сказал: «Речь не об этом, а о том, что когда к верующему приходит смерть, ему сообщают радостную весть о довольстве Аллаха им и том, что Он почтил Его, и нет для него в этот момент ничего дороже того, что его ожидает, и он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. А когда смерть приходит к неверующему, ему сообщают дурные вести о том, что Аллах подвергнет его мукам и накажет, и нет для него в этот момент ничего ненавистнее того, что его ожидает, и он не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним».
От Абу Хурайры: «Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с Моим вали! Лучшее, посредством чего Мой
раб пытается приблизиться ко Мне, – это обязательное (фарды религии). И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его.
А когда Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать, и его зрением, которым он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить! И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я обязательно дам ему это, а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинить ему зло».
Примечание: В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар пишет: «Под аулия Аллаха (вали) подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху, и Аллах Всевышний сказал: «Поистине, приближенные (аулия) к Аллаху не познают страха и не будут опечалены (в вечной жизни). (И это) – те, кто уверовал и был богобоязненным (выполняя повеления Аллаха и избегая запретного). Им – радостная весть в земном мире и в вечной жизни (Рай). Слова Аллаха не подлежат отмене (то есть, обещание Всевышнего Аллаха не может быть нарушено). Это – великий успех» (Юнус, 62-64).
«Колебаться» - смысл этих слов в данном хадисе том, что Аллах оказывает такому рабу содействие в делах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела, направляя человека к таким делам, которые Он любит, и удерживая его от того, что Ему ненавистно, например, удерживая его от выслушивания пустых речей, взглядов на запретное и так далее.
Ибн ас-Салах сказал: «Под колебаниями здесь подразумеваются не колебания в общеизвестном смысле, а то, что напоминает действия колеблющегося, который делает что-либо против собственной воли, и в данном случае это означает, что в силу Своей любви к нему Аллах не желает причинять ему зло, отнимая его жизнь, так как это является величайшим страданием в мире этом для всех, за исключением немногих, хотя Он и неизбежно должен сделать это в силу Своего предустановления и предопределенности смерти, ведь каждый человек должен вкусить смерть. И в этом хадисе говорится о том, что Аллах делает это не из желания унизить человека, но, наоборот, Он желает возвысить его, так как смерть является путем перехода к обители почета и блаженства.