Ученые – Наследники Пророков

 

Нам довелось жить в трудные времена. Человек начинает терять свое естество. Учеными разрабатываются все новые машины, служащие бытовому комфорту и разнообразящие досуг, синтезируются все новые лекарства, вот уже и человеческое сознание стало ареной для виртуальных компьютерных игрищ. Я уж не говорю об ученых, которые изобретают все новые и новые виды вооружений. Да, ученые-практики, ученые, которые создают материальные блага в настоящее время на коне, в отличие от ученых-гуманитариев, в том числе и ученых, занимающихся религиозными науками. Однако вряд ли открытия и достижения ученых-прагматиков делают человека счастливее. А ведь наука в целом, и  гуманитарная наука в особенности призвана служить, и может служить его духовной эволюции. В этом роль науки весьма близка к роли религии. А если взять целые научные дисциплины и направления, которые выросли в рамках той или иной религии? В таком случае религиозная наука оказывается неотъемлемой и полноправной частью комплекса гуманитарных наук.

Чтобы наука, будь то академическая или религиозная, обрела способность делать человека счастливым, ей необходимо сознательно вооружиться интуицией, чувствованием, воображением, как одними из методологических средств научного поиска. Здесь уместно привести слова одного из видных советских арабистов, переводчика Корана Т.А. Шумовского: «Сколько востоковедов серьёзно считают, что учёному мечта противопоказана, что он должен исходить только от осязаемых фактов! Но наш фактический материал и сейчас ещё недостаточен. Вытекает ли отсюда запрет обобщать? Если нет, то можем ли мы отказываться от воображения? Если нет,  то нам должна служить и мечта, дающая возможность сперва  мысленно, а потом реально прокладывать в науке новые магистрали».

Вот как оценивал ученого средневековый арабский поэт АтаиЛлях Аррани:

                   Учёный раю, над фактами корпящий,

                   Не поднимающий от них лица,

                   От страха ошибиться век дрожащий —

                   Ужель он человек, а не овца?

                   Я в труженике, сам творящий,

                   Люблю не тварь, а смелого творца!

                                                        (Перевод  с арабского Т.Шумовского)

 

А ведь во времена АтаиЛляха Аррани быть ученым в восточном мире означало быть богословом!

Зачастую ученый (как академический, так и религиозный), прислушивающийся к столь «ненаучным» средствам познания как интуиция или мечта или воображение, становится объектом особо непримиримой критики, банальных насмешек и даже изгоем для соответствующего научного сообщества. Вот что сказал выдающийся академик В.Вернадский о роли «изгоев науки»: «Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли… Настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением находятся среди них, среди научных еретиков…». 

Созвучны этим словам и  утверждения Т.Мареза: «Люди обычно относятся к чувствованию с юмором и считают логичность единственным достойным уважения качеством. И все же ирония судьбы заключается в том, что большая часть величайших открытий и изобретений начиналась с воображения или внутреннего ощущения. Если бы миром правила логика, если бы в нем не было людей, готовых следовать предчувствию, или чувствованию, человеческое мышление стало бы бесплодным, а эволюция осознания остановилась бы».

Мы пока мало говорим об этике академической и, тем более, религиозной науки и о нравственности ученого. Однако когда мусульманский богослов выносит фетву о том, что мусульманин имеет право на насилие над женой не-мусульманина, мы вправе усомниться в априорной «духовности» такого ученого, только потому, что он является религиозным ученым. Мы, как я полагаю, имеем полное право задуматься об этике религиозной науки и поставить данный вопрос на повестку дня.

Так все-таки ради чего творит ученый: чтобы потешить свое самолюбие и обрести славу или во имя общего блага? Размышляя об этом Т.Шумовский писал: «Самая высокая учёность не может быть самоцелью, она ничто, если не служит человечности, людям. Цель науки — радость людей». Об этом же гласят слова Пророка Мухаммада: «Тот, кто искал и нашёл, совершил богоугодное дело, но тот, кто искал и не нашёл, богоугоден вдвойне», ибо он искал, не боясь ошибиться и стать посмешищем, не эго толкало его, но стремление привнести лучшее в жизнь людей и сделать её более светлой. А ошибка и нулевой результат, достигнутый при этом — это помощь тому, кто идёт следом — тот проложит путь в новом направлении, это и есть работа в одной связке.

Но недостаточно лишь ставить новые задачи и иметь исследователей, способных выйти за рамки старых подходов. Есть нечто более важное и даже решающее, что превращает ученого из оторванного от жизни скучного «зазнайки» в увлеченного искателя, творящего во имя блага всех людей. Это «нечто» есть сердце. Прекрасно сказал об этом Т.Шумовский: «Сердце — обитель поэзии, вместилище мук и страстей учёного. Поэзия — крылья науки. Без них самому утончённому шедевру научной мысли не войти в душу народа, а ведь идея становится силой лишь тогда, когда через сердце овладевает умами. О чём бы вы ни писали, пишите сердечно и просто, обращаясь к каждому». Пророк Мухаммад тоже говорил об этом: «Сказанное от ума говорящего не пойдёт дальше ушей слушающего, но сказанное от сердца войдет в сердце его».

Только ученые, говорящие от сердца, вправе называться преемниками посланников.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle