Неправомерный такфир. Социальная доктрина российских мусульман
Слово «кяфир» по его первичному значению подразумевает человека, который скрывает или покрывает истину. Однако в мусульманском словоупотреблении слово «кяфир» не обязательно означает «неверный», так как оно используется в Коране в различных значениях: отрицание веры в Единственность Бога (Коран, 2:6), отсутствие благодарности Господу или другим людям (Коран, 2:152), (Коран, 26:18-19), отречение от кого-либо (Коран, 60:4), отказ от принятия чего-либо (Коран, 2:89), укрытие чего-либо (Коран 57:20).
Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) предостерегал своих сподвижников от того, чтобы они не стали «куффар» после смерти. Но он имел в виду не то, что они станут неверными, а то, что они станут неблагодарными Аллаху, если начнут воевать друг с другом после его смерти.
Что касается вопроса о том, можно ли называть ли немусульман «кяфирами», то нам нужно называть их так, как называет их Аллах в Коране.
Аллах называет людей, верующих в Бога и в предыдущие Писания не иначе как «людьми Писания». Тем самым Он четко разграничивает между ними и идолопоклонниками. К примеру, в Коране сказано: «После того как прояснилась им истина, многие из обладателей Писания из зависти, присущей им, хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и отвернитесь от них, пока не явит Аллах Свое повеление. Воистину, властен Аллах над всем сущим» (Коран, 2:109).
Ныне мы также должны использовать это название, т.е. «люди Писания», применительно к иудеям или христианам, либо называть их иудеями или христианами.
Чтобы обвинить кого-либо в неверии, следует убедиться, что данный человек полностью осведомлен о вере. Ведь именно неосведомленных людей и имеет в виду Коран: «И ни одна душа не понесет ношу чужую, и Мы [никогда] не наказывали [людей], не послав предварительно к ним посланника» (Коран, 17:15) .
Следует стараться никого не называть неверующим без очевидного доказательства, ибо только Аллах знает, кто действительно отрицает истину, а кого всего лишь ввели в заблуждение. Мы не вправе «приговаривать» человека к Божьему гневу. Мы должны сохранять дух терпимости и доброжелательности.
Московская Богословская Декларация по вопросам джихада, такфира и халифата говорит о такфире:
«Необдуманность в такфире (объявлении о неверии кого-либо) является большим злом и огромной опасностью. Сколько бед, пагубных последствий и печальных результатов принесло умме это явление!»
Недопустим такфир в отношении мусульманина, в отношении которого вынесено суждение о принятии им ислама (независимо от того, является ли он благочестивым или распутником) только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны опровергать вынесение такого суждения.
Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха, хвала ему! Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо. В мусульманской стране это может быть только судебное решение после всестороннего рассмотрения вопроса.
Сделайте репост о Социальной доктрине российских мусульман на facebook!