Лет 20-25 назад женщине в России одеться по-мусульмански было непросто. Подходящих моделей в продаже практически не было, оставалось шить на заказ или привозить из-за рубежа (у кого была возможность). Позже, когда «мусульманский» запрос стал очевиден, рынок отреагировал привозным ассортиментом женской одежды. Была она не всегда до́лжного качества, порой экзотичной для наших условий и в целом далёкой от элегантности. Но она соответствовала канонам Ислама, и это всё решало.
Со временем в России появились свои дизайнеры исламской одежды, стали проводиться её показы, открылись бутики, зазвучал термин «исламская мода». Кстати, споры об этом явлении продолжаются, как, впрочем, и процесс его развития. В каком направлении он идёт? Кому это интересно, кроме мусульманок? А также другие вопросы в нашем разговоре с Дилярой Садриевой, спикером «Бизнес-встречи для леди» (проект Департамента предпринимателей-женщин при АПМ РФ).
Краткая справка: Диляра Садриева (г.Москва), Глава представительства Islamic Fashion & Design Council (Совет исламской моды и дизайна) в России, главный редактор (англоязычного) международного журнала «Cover» о благопристойной моде, предприниматель; замужем, мама троих детей.
Диляра, наиболее известный из Ваших коммерческих проектов - бренд мусульманской одежды. Расскажите, как это было.
Рукоделие, шитье, конструирование одежды - моё хобби с 12 лет. Это всегда было настолько естественным для меня, что сначала я не думала, что это может быть моей профессией. Захотела получить образования в других областях.
На какое-то время моя семья переехала в Казань. Дети уже подросли, и я задумалась, чем могу быть полезна на новом месте? Что я могу сделать для Уммы? Чего не хватает нашим мусульманкам? Знаете, хороший предприниматель тот, кто способен увидеть новое там, где его ещё никто не заметил.
В то время исламская одежда в основном была привозная и не всегда подходящая по климату – ни тканями, ни кроем, ни цветовой гаммой. Нужна была такая одежда, которая позволяла бы российской мусульманке (той, которая хочет этого) комфортно себя чувствовать, быть активной, социализированной, оставаться при этом соблюдающей каноны Ислама.
Чисто национальная татарская одежда тоже не очень подходит для повседневного образа. Она нарядная и самобытная; как татарка, я ее очень люблю, как и вообще свою культуру, историю, свой народ. Однако, появление в национальной одежде на улице, в общественном месте сегодня будет воспринято, скорее, как китч. Её необходимо адаптировать к современным скоростям и задачам.
В связи со всем этим, я захотела показать, что женщине можно выглядеть современно, красиво, стильно, элегантно в закрытой одежде, поделиться своим многолетним опытом, прежде всего. Так родилась идея российской линейки мусульманских женских моделей «Bella Kareema» (Благородная Красота). Это было особое прочтение женщины-мусульманки в современных реалиях. Шёл 2012 год. Потребитель получил что-то действительно новое, востребованное. А мы – возможность работать в режиме «blueocean» («блюоушн»), когда у тебя практически нет конкурентов и можно позволить себе разные шаги в бизнесе.
Кроме того, я была единственным дизайнером мусульманской одежды из России, которую тогда заметил и пригласил к сотрудничеству крупнейший ритейлер одежды для мусульманок в мире, турецкая компания «Моданиса». А моё образование по специальности «Управление внешнеторговым предприятием» и опыт работы в других сферах очень помогли в этом.
С 2016 года я оставила бренд и уже не занимаюсь производством одежды, а развиваю индустрию благопристойной моды (modest fashion) глобально, работаю в различных международных проектах и также консультирую в России.
Диляра, каков сегодня вектор развития исламской моды в мире?
В современном мире границы размываются, глобализация и интернет позволяет мусульманкам всего мира обмениваться опытом и формирует мировые тенденции. По всему миру сейчас появляется все больше и больше дизайнеров, производителей, ритейлеров мусульманской одежды.
У нас уже есть огромный выбор, и каждый может подобрать себе то, что отвечает его потребностям, образу жизни, кошельку. Сейчас мы даже имеем свои «Недели благопристойной моды» (Modest fashion week), которые за два последних года прошли во многих странах мира. Это своего рода плавильный котел, где мы все вдохновляемся работами друг друга, наблюдаем и изучаем стили мусульманок разных стран. Это очень интересный опыт, который расширяет сознание и возможности. Мы все очень разные, но в итоге, цель нашей деятельности одна.
Продолжение следует...
Гузель Ибрагимова