Исламская библиотека

Понятие «исламская библиотека» включает совокупность литературных источников, в основном книг, имеющих отношение к исламу. Основная из них – Коран. Эти книги могут быть написаны на арабском, английском и других языках. Первые такие литературные источники были написаны на арабском языке, а позже переведены на языки стран, в которых соответствующая религия получила признание и распространение.

Ислам как религия появился в VII веке нашей эры, когда уже была письменность. Именно благодаря последней религия в этом и последующих периодах получила интенсивное распространение в странах арабского мира. Уже в VIII веке нашей эры арабы стали изготавливать бумагу, что позволило создавать книги в бумажном исполнении, поскольку до использования бумаги книги были выполнены из кожи и дорого стоили.

Арабские религиозные деятели уже в те времена трепетно относились к созданию и накоплению книг, первые из которых были религиозной направленности. Позже в этих книгах стали отражаться научные знания, чем славился арабский мир. В итоге были собраны относительно крупные книгохранилища в культурных центрах ислама, которые уже в средние века насчитывали сотни тысяч экземпляров.

Библиотеки в исламском мире располагались в отдельных строениях, внутренние стены которых покрывались мрамором или белились, центром таких зданий был красивый зал с высокими потолками (куполом). Книги находились в шкафах, выполненных из дерева или встроенных в стену витринах. Читатели располагались на коврах на полу. Экземпляры были систематизированы по тематикам.

За сохранность книг средневековых библиотек арабского мира отвечал сахиб – хранитель библиотеки. Основными «врагами» сохранности были хищения, насекомые и пыль. В большинстве случаев в библиотеки того периода посетители приходили не читать, а переписывать, поэтому сахиб выдавал посетителям перья, чернило и бумагу.

В VIII–ХI вв. многие правители арабских государств и просто состоятельные люди (в т ом числе и женщины) уже имеют собственные богатые библиотеки, что считалось признаком высокого статуса. В некоторых арабских библиотеках в крупных исламских центрах имелась комната для дискуссий представителей духовенства и ученых. Сочетание религиозных и научных книг, относительно свободный доступ, наличие дискуссионных помещений и самих дискуссий между учеными и духовенством – превратило исламские библиотеки в исследовательские центры. В них можно было встретить переведенные труды греческих и иных ученых. Такие центры питали и продолжают питать исламскую культуру, науку, духовность, цивилизацию.

 

Понравилась статья? Пожалуйста, репост!

Социальные комментарии Cackle