Хизб ут-тахрир: идеология одиночества и слепого подчинения

Мусульман часто возмущает упрощённая (а потому искажённая) картина, имидж, которыми ограничивается Ислам в СМИ (терроризм, праздники, гастарбайтеры и т.д.). Мусульмане осознают, что в этом выражается непонимание (и нежелание понять) сути Ислама. Откуда же такой упрощённый, «буквальный» смысл? Это сознательное упрощение взято у самих мусульман. Именно эта ориентация на внешний эффект впитана соседями мусульман от них же самих (а точнее у самых противоречивых, эпатажных из них).

Нынешний амир «Хизб ут-тахрир» (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.)  Ата Халил Абу Рашта назвал главные свои произведения «Упрощениями» (тасхиль). Это упрощённая, урезанная трактовка основ Ислама – фикха и Корана. По сути дела людям предлагается жить по «конспектам» Священных книг, сделанным инженером по профессии. По видимому он воспринимает себя «инженером человеческих душ». Является ли конспект студента равным прослушанному курсу лекций или учебнику? А может ли он заменить всю религию? По простой логике следующим шагом будет полная перекройка Корана, а затем его «улучшенный вариант». Будет предлагаться более гладкое, захватывающее изложение в виде романа, являющегося компиляцией аятов, хадисов, пророческой сиры (жизнеописания) и воображения автора, скрепляющего этот «сумбурный» материал в единую книгу. Данные «конспекты» амира «Хизб ут-тахрир» (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.) являются толкованиями, меняющими и заменяющими сущность Священных оригиналов, на которых основывалась жизнь мусульман почти полторы тысячи лет.

Что означает само название «Партия Исламского освобождения» (Хизб ут-тахрир аль-Ислами)? Каждый из нас задумывалсяо свободе, об освобождении. Эта партия как будто бы освобождает Ислам от всяких добавлений и ограничений (в общем, обмана и оков). Однако, сегодня Ислам является крупным субъектом экономической, политической и, особенно, общественной жизни. От чего же тогда освобождение? От открытых и разрешённых первоисточников – Корана и Сунны. Мусульмане должны быть освобождены от пророческих текстов. Их мировоззрение должно быть заменено узкой интерпретацией Ислама в духе искусственного раздувания межнационального и межконфессионального конфликтов, противоположных миру и согласию, главным ценностям Российской Федерации и Республики Татарстан.

Почему Коран не пришел в виде схемы действий?     

Схематизация (упрощение) связано с деятельностью мышления. «Хизб» говорит о том, что если мышление (трактовка) основано на священных текстах, то оно дает правильный ответ. Однако, мы видим, что это не так. Именно отвлеченное от реальности, но связанное с текстами Корана мышление стало причиной схоластизации, устаревания богословия в средневековый период.

На это «Хизб» может заявить, что они не занимаются отвлеченными вопросами «акыды» (классического богословия). Они предлагают только правильный метод мышления, позволяющий понять и осуществить религию Ислам. То есть от схоластизации (додумывания и схематизации) мировоззрения «Хизб» переходит к схоластизации образа жизни. Хотя есть много аятов о том, что выполнение ритуалов в виде пяти столпов Ислама достаточно для вхождения в Рай.

«Хизб» не даёт человеку выработать своё собственное светское и духовно-нравственное обличье в жизни. Так же, как и средневековые ученые, они видят себя комментаторами, интерпретаторами, которые в конечном итоге стали «единственно правильными». Однако сторонники «Хизба» идут дальше. Они не только берут на себя интерпретацию первоисточников Ислама, но и внушают свой мыслительный инструментарий для анализа. Это не просто зубрёжка и повторение доказательств (которые в дальнейшем оказываются несостоятельными), а некий синтаксический анализ священных текстов, говорящий о том, как мыслить правильно, а как – нет.

На чем основана эта «новая» логика? Она основана не на традиционном различии обязательного и желательного и т.д., их статусе и критериях. Авторы озабочены поисками утвердительных (в т. ч. запретительных) высказываний, выводя из них либо прямой, либо косвенный (грамматический) «хукм» (закон Ислама) как повод к действию. То есть информация Корана и хадисов сразу же подменяется некими новыми «практическими» смыслами, которые можно «понять», применив предлагаемый «Хизб ут-тахрир» фильтр.

Партия создала правила, в которых, однако же, остается место (лазейка) для чуткого надзора, например, инструмент под названием «исправление реальностью» (тахкик ал-манат). Современные ученые, также, как и известные мусульманские мыслители, понимали склонность человеческого разума к поиску «практического смысла», положения подтверждающего личные амбиции.

Известный татарский богослов Шигабутдин Марджани предлагал отделять смысл (магъна) от «истины» (хакика). Смысл же связан с отсутствием далилей (доказательств), опорой на чувства, соглашающиеся с «точкой зрения» предыдущих поколений или современников. В тафсире суры «Бакара», повествуя об отсутствии значимости коранических притч, Абу Рашта видит только опасность в них. Неверующие, якобы, озадачиваются прямыми смыслами, исходящими из самого текста. Они нечестивцы, так как впали в заблуждения относительно их смысла. Здесь мы видим одно из множества противоречий, более подробно которые мы проанализируем в следующих статьях.

Может ли устареть поведение, образ жизни и взгляд на мир? По-видимому, да! Согласно «Хизб» – это, возможно, последняя отчаянная попытка создания агрессивной политической идеологии, попытка ушедшего «в лету» XX века, попытка, основанная на пропаганде, вытесняющей личное восприятие и мировоззрение. Это идеология одиночества и слепого подчинения.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle