Получается, что правила, которые предлагает «Хизб» являются правилами «с дырами», это формы, которые могут быть заполнены партийной пропагандой в случае необходимости. Коран и Сунна для них – это лишь большой «сырой» материал, который в их умелых руках якобы превратится, например, в нечто полезное для мусульман. Что полезно, а что нет – определяется партией, которая днями и ночами «думает о народе».
Почему Пророк (мир ему) в своих высказываниях ни разу не сказал про методику понимания его слов? Даже «Хизб» признает, что тогда это было понятно всем и без интерпретатора. Люди тогда были, по-видимому, более сообразительными. Однако, почему-то, кыяс (сравнение), высказанный Пророком (мир ему) в одном месте, не повторяется для подобных вещей в других схожих хадисах. Ведь любое сравнение вызывает к жизни огромное количество вопросов! Согласно логике «Хизба», жизнь Пророка (мир ему) должна была быть сплошной «пресс-конференцией», где невыясненных вопросов не должно было остаться. Однако это не так. Белых пятен очень много. Трансформация общественных отношений также добавила много спорных обстоятельств.
«Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.) пытается закрыть дыры с помощью формы и содержания сохранившегося материала. Более определенный (категоричный) материал воспринимается как более правильный. То есть мы ищем не исключения в правилах (чему, по-видимому, должны быть посвящены большинство хадисов, так как Пророка спрашивали о конкретных обстоятельствах), а конструируем новые. У нас ведь есть всё для реконструкции планов Создателя, а именно «линейка» и «карандаш со стёркой»!
Итак, «Хизб ут-Тахрир» выступает за создание Халифата и Исламского государства. Однако поскольку предлагаемая, якобы «самодостаточная», система не учитывает всеохватного могущества и своеволия Аллаха, то «партийцы» косвенно выступают против воли Аллаха и его такъдира (предопределения), поскольку любая схема ограничивает внешнее вмешательство в неё. В конечном итоге партия может превратиться в предсказуемый на уровне человека вариант теософии, т.е. религии без Бога по алгоритмам, предлагаемым идеологами «Хизба».
Мозг – это модем, переводящий эмоции в логику. Мысли можно только зазубрить, а логику сложно воспроизвести. Однако самая эффективная зубрежка идёт через эмоциональное (например, музыкальное) сопровождение. Таким образом, даже по мнению современных «когнитивистов», учёных, изучающих функции мозга (например, Татьяны Черниговской или Дэниэла Гилберта), мозг – это автономное от реальности образование. Он хорош как инструмент (грубой обработки чувственных данных), но не для окончательного решения. Мозг чаще всего ищет доказательства к уже выбранному результату, а не приводит к нему. То есть сначала человек обижается, потом обдумывает последствия ссоры, затем ссорится – и всё это является умственной спекуляцией в надежде получить больше бонусов, нежели поражений.
Однако по логике «Хизб» Коран – сырой и необработанный материал. Они формируют из него свою систему, кажущуюся прочной. Главными инструментами являются кыяс («сравнение») и субъективно-грамматические конструкции, «не видимые» обычным богословам как прошлого, так и настоящего. Хотя сам основатель «Хизб» Набахани говорил, что среди сахабов были различия в понимании как шариатского текста, так и грамматического строя.
Нынешний «амир» «Хизб» Ата Халиль Абу Рашта пытается срежиссировать спектакль под названием «Триумф веры». Похожее название («Триумф воли») носил снятый гитлеровской пропагандой фильм о приходе Гитлера к власти. Люди здесь должны правильно исполнять предназначенные им роли. Суть обоих фильмов – отсутствие личного пространства. Всё связано с подчинением идее, которую «расшифровывает» некий человек. Однако сутью человеческого, личностного, индивидуального в любом действии (будь то религиозном или рабоче-бытовом) является расстановка приоритетов, то есть личный выбор. Он сам решает, что для него имеет высший приоритет в выполнении, а что – нет.
Для Абу Рашта ключевой вопрос о степени обязательности не имеет никакого значения, в отличии от большинства ученых, писавших по «усуль фикх» (методологии мусульманского права). Для него ключевым в создании истинного порядка является шариатский суд, констатирующий известную из Корана и сунны норму, выполнение (или не выполнение) которой не требует наличие государственного решения, на чем основаны претензии «Хизб ут-тахрир». Например, деятельность Исламского государства должна выразиться в констатации шариатским судом нормы по предотвращению повторного соития супругов во время менструального цикла, что в реальности обернётся бессмысленным афишированием интимных подробностей супружеской пары и бюрократизации. Это как не нужные в повседневной жизни «третья нога» или «пятое колесо», использование которых означает, как минимум, прекращение функционирования организма (или механизма) в привычном режиме. Как максимум – отсутствие всякой ответственности, индивидуализации и социализации (в плане самореализации в коллективе).
В своем Фейсбуке Абу Рашта пишет об этом так: «Учёные Усуль аль-Фикх рассмотрели тему «Аль-Хаким» т.е. «Устанавливающий нормы (решения)», которые определяют поступки как фард (обязательный), мандуб (рекомендуемый), мубах (дозволенный), макрух (неодобряемый) или харам (запретный) и определяют вещи как харам (запретная) или халяль (дозволенная). Эти значения определяются с точки зрения приказа или запрета, касающегося поступков или вещей, т.е. с точки зрения одобрения или порицания и, впоследствии, дальнейшего вознаграждения или наказания за их выполнение». Здесь мы опять видим отсутствие понимания (и разъяснения) статуса обязательности (норм, не являющихся «ваджиб» или «фард»).
«Хизб ут-тахрир» предлагает новую групповую реальность. Она заявляется как «научная», системная модель Ислама – которая, однако, также, как и коммунизм, является спекуляцией мышления, социальной утопией. «Хизб ут-тахрир» формирует порядок человеческой активности, конструируя форму его мышления. Однако, также, как и так называемая «наука о мозге» (дианетика, секта сайентологов) является религией, поскольку предлагает некие новые термины и шаблоны, в том числе противопоставляет «сознательный» ум (использующий предлагаемую религиозной сектой схему «борьбы» с суровой действительностью) «реактивному», то есть обычному, естественному поведению, так и «Хизб» втюхивает свои «мозги» не нашедшим применения им в профессиональном плане согражданам-мусульманам. При желании человек сможет сформулировать несколько сот способов уйти от вредящих ему инстинктивных реакций, однако эти «смотрящие в корень» группы знают единственно правильный вариант, не следование которому якобы грозит «грехом» и «несчастьем».
Islam-Today