Допустимо ли в Исламе усыновление детей?
Вопрос: В светской правовой системе усыновление ребенка супружеской парой является, как мы все знаем, законным. Просим Вас осветить позицию Шариата в этом вопросе. Насколько такое усыновление допустимо в Исламе, и, если оно допустимо, каковы права и обязанности сторон? (Аноним)
-----------------------------------------------------------
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Усыновление ребенка не имеет правовых последствий по Шариату. С ребенком могут обращаться как со своим собственным в отношении любви к нему, привязанности и повседневного общения. Усыновление ребенка с целью предоставления ему приюта и заботы является добродетельным поступком, который сопровождается большой наградой в следующей жизни. Что касается правовых аспектов усыновления, то оно таковых не имеет. Отцовство ребенка — исключительная привилегия его настоящего отца, и оно не может приписываться тому, кто усыновил ребенка. Даже в отношении хиджаба усыновление не имеет никаких последствий.
Если женщина усыновляет мальчика, она должна будет одевать хиджаб при нем после того, как он достигнет половой зрелости, если только она не состоит с ним в таком родстве, при котором запрещается брак между ними. Усыновленный ребенок может жениться на дочери своих приемных родителей, так как она не является его настоящей сестрой. Одним словом, усыновление не влечет за собой появления каких-то новых законных взаимоотношений, не существовавших до этого.
Все эти правила следуют из принципа, изложенного в Священном Коране по этому вопросу. Во времена джахилии люди относились к приемным детям как к своим собственным во всех отношениях. Священный Коран осудил эту практику и были ниспосланы следующие аяты:
«И Аллах не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это – всего лишь слова из ваших уст. Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь. Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом». (Коран 33:4-5)
Однако следует помнить, что несмотря на то, что приемный ребенок не может наследовать имущество своих приемных родителей, разрешается и даже рекомендуется приемным родителям составить при жизни завещание (завещательный дар) в пользу своего приемного ребенка. С помощью данного завещания можно оставить в наследство до одной трети (максимум) своего имущества/средств приемному ребенку, который без такого завещания не имеет права наследования от своих приемных родителей.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Дар уль-Ифта (Джамиат-уль Улама, КЗН, ЮАР) разделяет приведенное выше мнение муфтия Мухаммада Таки Усмани сахиба (Дар уль-Улум Карачи, Пакистан).
Дар уль-Ифта, Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР)
Читайте также:
-
Бывает, что я захожу в мечеть без малого омовения, есть ли на мне грех за это? Можно ли спать и кушать в мечети?
Вопрос:
Бывает, что я захожу в мечеть без малого омовения, есть ли на мне грех за это? Можно ли спать и кушать в мечети?
Ответ:
وَلَا بَأْسَ لِلْمُحْدِثِ أَنْ يَدْخُلَ الْمَسْجِدَ فِي أَصَحِّ الْقَوْلَيْنِ، وَيُكْرَهُ النَّوْمُ وَالْأَكْلُ فِيهِ لِغَيْرِ الْمُعْتَكِفِ، وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَفْعَلَ ذَلِكَ يَنْبَغِي أَنْ يَنْوِيَ الِاعْتِكَافَ فَيَدْخُلَ فِيهِ وَيَذْكُرَ اللَّهَ تَعَالَى بِقَدْرِ مَا نَوَى أَوْ يُصَلِّيَ ثُمَّ يَفْعَلَ مَا شَاءَ، كَذَا فِي السِّرَاجِيَّةِ.
В том, чтобы заходить в мечеть тому, у кого нет тахарата (малого омовения), по более достоверному мнению, нет ничего плохого.
-
Кто должен выплачивать фидья-садака в месяц Рамадан?
Фидья – это религиозно-материальная обязанность, возлагаемая на человека в случае невозможности выполнения некоторых видов поклонения, а так же в случае допущения некоторых недостатков при выполнении этих поклонений. Выплата фидьи возможна в таких видах поклонения, как...
-
Разрешено ли брать плату за обучение Корану и фикху?
Наиболее достоверным является мнение, в соответствии с которым взимание платы за обучение Корану, фикху и другим религиозным наукам, является...
-
4 чуда, которые показал пророк Муса (мир ему) Фараону
Ибн Аббас рассказывал: - Когда Мусе (алейхи салям) хотелось поесть, он ударял посохом о землю, из земли выходила еда на один день. Когда ударял повторно, вытекала вода. Если ему хотелось покушать фруктов, он втыкал свой посохв землю. И посох тотчас давал ему тех фруктов, которых он пожелал. И с врагами он дрался с помощью посоха.
-
Обязательно ли следовать одному из четырех мазхабов?
Когда противники мазхабов говорят, что незачем следовать богословско-правовой школе, когда есть Коран, то получается, что незачем подчиняться законам государства, когда есть конституция. Будто бы они не понимают, что фетвы Муджтахидов богословско-правовых школ-мазхабов обоснованы предписаниями священного Корана и благословенной Сунны, и являются сводом законов Исламского государства, так же как законы светских государств основываются на их конституциях.
-
Ангелы-хранители: сколько их и от каких бед они нас защищают?
Что говорится в исламе об ангелах-хранителях? От каких бед они нас защищают и всегда ли они находятся вместе с нами?
-
Исламская линия доверия: "Одноклассницы-мусульманки обижают мою дочь..."
"Для дочери это новая школа, в классе есть две девочки, которые ходят с покрытой головой. Семьи у них мусульманские. Но эти девочки покоя не дают..."
-
Один из признаков Судного дня: насколько сократилось время в сутках?
Становится сложным игнорировать тот факт, что со временем происходит что-то странное, невольно вспоминаются слова Пророка Мухаммада (мир ему)...