Фото: Rawpixel / elements.envato.com
В эпоху стремительного развития технологий и огромного количества информации, доступной из множества источников, роль учителя остается не только актуальной, но и жизненно необходимой. Несмотря на то, что ученики могут легко находить ответы на свои вопросы в интернете, именно учитель помогает им не просто усвоить факты, но и научиться критически мыслить, анализировать информацию и применять знания на практике.
Учитель – это проводник в мир знаний, который формирует помогает детям освоить навыки, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Он вдохновляет учеников, помогая им раскрыть свой потенциал и найти собственный путь.
Учитель становится наставником, который формирует личность, характер и моральные ценности своих учеников. В условиях постоянных изменений и новых вызовов, именно педагог становится тем маяком, который ведет молодежь через лабиринт информации к истинному пониманию и осмыслению окружающего мира.
В исламе получению знаний уделяется особое внимание. В Коране сказано:
«Скажи: «Неужели те, которые знают, равны тем, которые не знают?» (Аз-Зумар, 9).
Этот аят подчеркивает важность знаний и тех, кто их передает. А учитель играет ключевую роль в этом процессе, ведь именно он помогает ученикам осознать ценность знаний и направляет их на путь истинного понимания.
Обучение – это поклонение: советы и дуа для учителей-мусульман
Фото: seventyfourimages / elements.envato.com
Учитель является примером для своих учеников. Его поведение, моральные качества и стремление к самосовершенствованию служат образцом для подражания. Поэтому, знания передаются не только через слова, но и через личный пример.
Настоящее обучение формируется не только на уровне ума, но и на уровне сердца. Учитель должен устанавливать доверительные отношения со своими учениками. Когда между учителем и учеником существует сердечная связь, процесс обучения становится более глубоким и осмысленным.
Мы должны ценить неоценимый труд тех, кто передает нам свои знания, оказывать им почтение и просить за них у Всевышнего благополучия в обоих мирах. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдаёт должное тем, кто обладает знаниями».
Учитель – это тот, кто передает знания от сердца к сердцу, создавая прочные связи с учениками. Именно через эту сердечную связь происходит истинное обучение, которое оставляет глубокий след в жизни каждого ученика. Важно помнить, что, формируя будущее поколения, учитель создает будущее всего общества. Поэтому его работа требует не только профессиональных навыков, но и высокой морали, человечности и любви к своему делу.
Фото: _Natalya / elements.envato.com
В преддверии Дня учителя, который отмечается в России 5 октября, мы обратились к преподавателям исламских вузов с вопросом: что значит быть учителем в их понимании?
Преподаватель Казанского исламского университета Набиуллина Марьям Шавкатовна: «Быть педагогом – это не просто профессия, это состояние души и стиль жизни. Прежде всего педагог – это проводник между миром знаний, мудрости и чистым сознанием ученика. Задача настоящего педагога – это не просто передача знаний будущему поколению, но и умение быть другом, поддерживать в начинаниях и утешать при наличии каких-либо жизненных трудностей.
Педагог – это архитектор личности. Именно посредством учителя формируются жизненные ценности ученика. К задачам учителя относятся такие задачи, как умение показать дорогу и осветить ее, научить ориентироваться в этом непростом мире, помочь стать настоящим человеком и зажечь свет ислама в каждом. Быть педагогом для меня, значит быть вдохновителем, другом и наставником. Это ежедневный кропотливый труд и путь души, который не каждому под силу».
Фото: Ильдар Тазиев / пресс-служба РИИ.
Преподаватель Российского исламского института, проректор по воспитательной части Шайхабзалов Ибрагим Зуфарович: «Для меня быть преподавателем – это не просто профессия, а священная миссия, основанная на глубоком понимании ответственности перед будущими поколениями. С религиозной точки зрения – это особый дар от Всевышнего Аллаха, который выбирает не каждого для этой важной роли.
Если Всевышний Аллах доверил нам эту роль, значит, это не случайность. Мы должны осознавать, что вместо нас мог бы быть другой человек, и подходить к своей работе с полной серьезностью. В этом контексте я всегда вспоминаю свой любимый девиз: «Если хочешь понять, как Всевышний Аллах относится к тебе, посмотри на то, как Он тебя использует». Если Он наделил тебя возможностью делиться знаниями и обучать других, это свидетельствует о Его высшей любви к тебе».
Преподаватель медресе "Ясин" Нуруллина Лилия Булатовна: «Для меня быть учителем, прежде всего, означает любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть. Верить в него безгранично, стараться зажечь в нем желание к познанию и быть для ученика человеком, достойным подражания. Для меня это путь огромной ответственности по причине того, что Всевышний доверил мне сердце подобное хрустальной шкатулке, с которым надо быть очень внимательным. В тоже время – это путь величайшей радости, что возможно ты станешь причиной взращивания Человека с большой буквы».
Преподаватель Российского исламского института Карибуллин Айдар Ахбарович: «Учитель или преподаватель – это одна из самых благородных профессий, существующих в мире, и эта роль всегда была высоко ценима. Деятельность преподавателя многогранна: он является примером, наставником, воспитателем и источником знаний. Особенно это актуально для преподавателей в области религиозных наук, таких как исламские учителя, чья работа требует еще более глубокого осмысления.
Преподаватели религиозных дисциплин не только передают знания, но и становятся хранителями традиций. Они играют ключевую роль в формировании моральных и нравственных ценностей общества. Их поведение и личные качества служат образцом для подражания, что особенно важно в современном мире, где ценности определяют состояние общества.
Кроме того, преподаватель выступает в роли психолога. Он понимает и поддерживает учеников, помогая им справляться с внутренними переживаниями и эмоциональными трудностями. Передача информации становится более значимой, когда она сопровождается личным осмыслением и пониманием.
Настоящий учитель должен обладать мудростью и моралью, которые обрамляют его знания в ценностный контекст. Это позволяет ученикам не только усваивать информацию, но и формировать набор жизненных ценностей, которые они будут применять на протяжении всей своей жизни».
Фото: Odua Images/ shutterstock.com 
Пусть Всевышний примет старания всех муаллимов, учителей и педагогов на пути распространения знаний!
Нурсина Курамшина