Ориентализм – это в самом широком смысле слова описание Востока и ислама с определенной точки зрения, которая носит в себе изрядную долю субъективности и не всегда схватывает истинное положение вещей, а зачастую и искажает реальность. Ориентализм рассматривает ислам и все его производные – культуру, цивилизацию, географический ареал как некую случайность, как нечто, не укладывающееся до конца в понимание человека с рациональным, прагматическим типом мышления, свойственным Западу особенно после Реформации.
До возникновения ориентализма у христианства выработалось собственное восприятие ислама. Когда ислам был ниспослан ни иудеи, ни христиане не признали его религией Откровения.
Со своей стороны ислам учит, что именно он является последней истинной религией, что и Тора и Евангелие являлись писаниями – откровениями от Всевышнего, но они были изменены людьми. Коран подтверждает то, что было ниспослано пророкам, мир им всем, Всевышним, но четко отделяет Божественное откровение от поздних наслоений и изменений, внесенных в Священные Писания.
Таким образом? исламский призыв вернуться к наследию пророков, мир им, стал восприниматься как угроза собственной религиозной идентичности и христианами, и иудеями.
Со временем ислам распространился по Ближнему Востоку, Северной Африке, Азии и Европе, где до этого преобладало христианство.
Ислам утвердился на этих территориях в первую очередь потому, что гарантировал свободу вероисповедания. К 7 веку н.э. христианство разделилось на множество сект и Ближний Восток стал убежищем множества сектантов, которых беспощадно преследовали и католики, и православные. Ислам гарантировал всем христианам равные права. Не посягая на основы вероубеждения различных версий христианства и иудаизма, он рассматривал всех их приверженцев как христиан и иудеев. Естественно, что такая религиозная демократия могла существовать лишь тогда, когда охранялась политической властью мусульман. В этом главный секрет того, что мусульмане воспринимались в значительной степени как более справедливая власть, чем власть византийского императора или римского Папы.
Кроме этого ислам предложил новую экономическую систему, отличную от той, которая существовала до этого на вышеупомянутых территориях: земля теперь принадлежала исламскому государству, а все, кто хотел ее обрабатывать становились равноправными лично свободными арендаторами, уплачивающими налог со своих сельскохозяйственных доходов. Таким образом была ликвидирована система феодальной эксплуатации местного населения.
Естественно, что это нанесло сильнейший идеологический удар по основам власти и потребовало выработки соответствующего богословского ответа.
Согласно позиции, которую разделяют все христиане, Коран не является Божественным откровением, а лишь сочинением человека, собранным из фрагментов текстов Торы и Евангелия.
Соответственно – учение ислама согласно учению отцов церкви – плод человеческого разума со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
Эту же точку зрения взял в качестве основы и ориентализм.
Ориентализм не возник из ниоткуда; он развивался постепенно. На него решающее значение оказала эпоха Возрождения с ее открытиями в области естественных наук и последовательной секуляризацией общества, когда религия перестала быть мерилом жизненных ценностей.
Тем более удивительно, что антиисламская аргументация ориенталистов в основе своей церковная, берущая начало в Средние века, «темные времена» - по выражению гуманистов эпохи Возрождения.
Удивительно, но и секуляристы, и представители церковных кругов объединились в своей точке зрения на ислам.
Меткую характеристику взглядам ориенталистов дал культуролог, автор знаменитой книги «Ориентализм», жёстко критикующей западные воззрения на Восток и обвиняющей западную науку в духовной поддержке и оправдании колониализма американский интеллектуал арабского (палестинского) происхождения Эвард Саид: «В трафаретных представлениях толпы, в образах Востока, созданных философами вроде Карлейля, или в стереотипных суждениях Маколея и ему подобных, — интеллектуальное превосходство неизменно приписывается Западу. Восток, превращенный в материал для изучения и рефлексии, вполне закономерно был наделен всеми признаками врожденной ущербности. Он стал зависеть от капризов самых разных ученых, которые использовали его как материал для иллюстрации своих теорий…
Для ориенталистов существуют только «жители Востока», «азиаты», «семиты», «мусульмане», «арабы», «евреи», только расы, типы мышления, нации …Точно так же и традиционные противопоставления «Европа — Азия» или «Запад — Восток» используются ориенталистами лишь для того, чтобы описать все мыслимое человеческое многообразие с помощью крайне обобщенных ярлыков, свести его к одной-двум упрощенным суммарным абстракциям».
Именно ориенталистам во многом принадлежит авторство тезиса о «христианской Европе», хотя его апологеты либо расписываются в собственном невежестве, либо демонстрируют однобокий подход.
Ведь при этом они начисто забывают (или умалчивают) о мусульманской с 711 по 1492 год Испании, мусульманской с 827 по 1091 гг. Сицилии, о значительном мусульманском населении юга Франции вплоть до 10 века, о мусульманском населении Балкан, которое оставалось там вплоть до начала 20-го века и которое лишь кровавые события Балканских войн заставили покинуть этот регион.
Взгляды так называемых «специалистов по исламу» продолжают определять отношение политической элиты Запада к мусульманскому Востоку и, право же, сложно понять, чего здесь больше – горделивой самоуверенности в своем превосходстве или желания все перелицевать по своим лекалам?
Ильдар Мухамеджанов