Наука и вера — два крыла, поднимающих человечество к истине

Фото: LightFieldStudios /elements.envato.com

Фото: LightFieldStudios /elements.envato.com

Всемирный день науки за мир и развитие

Всемирный день науки за мир и развитие, отмечаемый ежегодно 10 ноября, – это не просто профессиональный праздник. Это повод задуматься о роли знаний в построении справедливого и устойчивого мира. Для мусульманской уммы эта тема имеет особое звучание, уходящее корнями в божественные откровения и золотой век исламской цивилизации.

Инициатива учреждения этого дня родилась на Всемирной конференции «Наука и общество» в Будапеште в 1999 году. Уже в 2001 году ЮНЕСКО официально провозгласила 10 ноября Всемирным днем науки за мир и развитие, и впервые его отметили в 2002 году.

Мусульмане и Нобелевская премия: продолжая многовековые традиции служения человечеству

С момента провозглашения день способствовал множеству инициатив, включая сотрудничество между учеными в регионах конфликтов, например, создание Израильско-Палестинской научной организации (IPSO) при поддержке ЮНЕСКО. Цели этого дня многогранны и направлены на укрепление связей между наукой и обществом:

Фото: ultramansk /elements.envato.com

Фото: ultramansk /elements.envato.com

Отношение ислама к науке: поиск знаний как поклонение

Ислам всегда рассматривал науку не как нечто противоречащее вере, а как путь пониманию величия Аллаха и служению человечеству. Корень исламской науки лежит в концепции таухида – единобожия, где знание о мире является средством для достижения высших истин.

Благородный Коран неоднократно призывает к размышлениям над творением:

«Скажи [о Мухаммад, язычникам]: «Посмотрите на то, что на небесах и на земле [на знамения единственности Всевышнего Аллаха]» (Йунус, 101).

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Ищите знания, даже если для этого придется отправиться в Китай», подчеркивая, что приобретение знаний – это обязанность каждого мусульманина.

Фото: ИД "Хузур"

Фото: ИД "Хузур"

В Золотом веке ислама (VIII–XIII века) мусульманские ученые, такие как Ибн Сина (Авиценна), Аль-Хорезми и Ибн аль-Хайсам, сделали революционные открытия в медицине, математике, астрономии и оптике. Эти достижения были вдохновлены исламскими принципами: наука должна приносить пользу, способствовать развитию и не вредить. Ислам поощряет рациональное исследование природы как знаки божественной мудрости, что приводит к смирению и ответственности перед Творцом.

В то же время ислам отвергает знания, ведущие к разрушению или разделению, как сказано в Священном Коране:

«Они обучались тому, что причиняло им вред и не приносило им пользы» (Аль-Бакара, 102).

Нужно всегда помнить, что наука должна быть этичной. Следование этим божественным заветам позволило мусульманским ученым создать цивилизацию, которая на протяжении V–VIII веков по хиджре (VIII–XIII вв. н.э.) была маяком знаний для всего мира. В то время как Европа находилась в «Темных веках», в Багдаде, Дамаске, Кордове и Бухаре процветали академии и библиотеки.

Фото: ИД "Хузур"

Фото: ИД "Хузур"

Выдающиеся ученые и их вклад:

Эти и многие другие ученые видели в своих исследованиях способ лучше постичь мудрость Творца, демонстрируя полную гармонию веры и разума.

Открытия ученых: как взаимосвязаны Коран и современная наука?

Современность: возрождение научного духа в умме

Сегодня, когда мир сталкивается с беспрецедентными вызовами – от изменения климата до пандемий и социального неравенства – исламский взгляд на науку актуален как никогда. Он напоминает, что наука без этики и духовности подобна кораблю без руля.

Принципы, которые мусульмане могут предложить глобальному дискурсу о науке:

Всемирный день науки за мир и развитие – это идеальный повод для мусульманской молодежи вспомнить славное научное наследие своей религии и вдохновиться на новые открытия. Это возможность активно участвовать в таких областях, как генетика, искусственный интеллект и зеленая энергетика, привнося в них исламские этические ценности.

Как отметила Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле: «Наука необходима для построения мира, поскольку она предлагает практические, устойчивые решения современных глобальных проблем». Этот подход полностью созвучен исламскому видению, где знание – это мост к миру, развитию и духовному совершенству.

Хасан Умеров

Социальные комментарии Cackle