Ислам и освоение космоса: на стыке науки и веры

Фото: Teo Tarras/ shutterstock.com

Ислам и освоение космоса: на стыке науки и веры

В последние десятилетия освоение космоса охватило пристальное внимание людей по всему миру, преодолев границы культур, религий и национальностей. Ислам, одна из основных религий мира, которая обладает уникальным взглядом на космос. В исламе научные исследования и духовное созерцание не противоречат друг другу. Поскольку в России сегодня отмечается День космонавтики, вполне уместно рассмотреть взаимосвязь ислама и освоения космоса.

Начиная со Священного Корана и заканчивая богатым пластом научных работ исламских ученых, астрономия всегда занимала важное место в мусульманской цивилизации. В Священном Коране содержится множество аятов, которые обращают внимание верующих на небеса и небесные тела, подчеркивая признаки Божьего творения.

В Коране сказано:

«Он – Тот, Кто создал для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы уже объяснили знамения [указывающие на Нашу единственность и могущество] для людей знающих» (Аль-Анам, 97).

Аяты Священного Корана на протяжении всей истории побуждали многих мусульманских ученых углубляться в изучение астрономии, внося важный вклад в наше понимание космоса.

Одним из самых известных мусульманских астрономов был Аль-Бируни, чьи работы в XI веке заложили основы современной наблюдательной астрономии. Его труды о движении планет и географии Земли оказали значительное влияние на более поздних ученых как исламского мира, так и Европы.

Расширяющаяся Вселенная: как Аллах все описал в Коране (ФОТО)

Фото: Vadim Sadovski/ shutterstock.com

Более того, принципы ислама часто совпадают с целями освоения космоса. Такие понятия, как созерцание и осмысление, перекликаются с духом исследований и открытий. Многие мусульмане рассматривают освоение космоса как возможность глубже понять Божье творение и внушить благоговейный трепет и удивление перед необъятностью Вселенной, величием и всезнанием Всевышнего. Здесь стоит обратить внимание на следующие аяты:

«И даже если Мы открыли бы для них [тех, кто из упрямства требует явить им чудо] врата небес, чтобы они поднялись туда, то все равно [из упрямства] они обязательно бы сказали: «Наши взгляды затуманены [нам это все просто привиделось]. И нас просто околдовали» (Аль-Хиджр, 14-15).

Известный профессор Аднан Шариф из Объединенных Арабских эмиратов, специализирующийся на изучении космоса, астронавтики и Корана, связывает эти аяты Корана с СССР и с первым полетом человека в космос, которое осуществилось ровно 63 года тому назад – 12 апреля 1961 года.

Это были времена Хрущева, когда в СССР атеизм снова усилился, а гонения на верующих возобновились с новой силой. Он утверждает, что когда Юрий Гагарин, являвшийся неверующим, оказался в космосе и увидел из иллюминатора планету Земля, то сказал: «Что я вижу? Я во сне, или глаза мои очарованы?».

По словам профессора Шарифа, все это было записано Центром управления полетами, об этом широко писали в западных странах, а в СССР знали лишь в узких кругах. Таким образом, он считает, что в Священном Коране, который был ниспослан за 1400 лет до полета первого человека в космос, приводятся именно слова Юрия Гагарина.

Наука и Коран: о космосе и парности творений

Фото: Samuel Ponce/ shutterstock.com

Говоря об исследованиях космоса, стоит отметить, что Ислам поощряет стремления к знаниям и исследованию неизведанного, при условии, что это делается этично и ответственно. Пусть на просторах космоса мы найдем не только ответы на научные вопросы, но и сможем лучше оценить красоту и сложность Божьего творения.

Мухсин Нурулла