Некоторых людей удивляет почему, например, мусульмане настаивают на том, чтобы кушать только правой рукой и заставляют своих детей поступать так же. «Что за дикость, это же 21 век! Главное верить в Бога, остальное не имеет значения, не усложняйте себе жизнь!» — возмущаются они, намекая на отсталость в развитии мусульман.
На самом ли деле мусульмане столь отсталые, что не вписываются в рамки 21 века?
Пророк Мухаммад (мир ему) был послан человечеству для доведения милости Всевышнего и обучения высокой нравственности и морали. Аллах Газза ва Джаль говорит о нём в Коране так: «Воистину, ты обладатель великого нрава!» (сура «Калям», 4 аят).
А Пророк (мир ему) сказал: «Я был послан для того, чтобы завершить прекрасную нравственность» (Имам Малик).
Поэтому не удивительно, что каждое движение мусульманина - то, как он сидит, ходит, ест, одевается, говорит, спит и прочее, - корректируется этикой ислама. А то, что это ещё и духовный образ жизни, верующие стараются применять и слова молитв в каждом движении: если он встаёт, то говорит «бисмиллях» (с именем Аллаха), подносит ложку ко рту - произносит имя Аллаха, выходит из дома - тоже поминает Его определенными молитвами, минимум из которых - это произнесение «бисмиллях».
Таким образом вся его жизнь проходит в поклонении и украшается степенностью. Да, поклонение - это не только сидение на коврике, как считают многие.
Что же касается движений, то они тоже украшены этикой - адабом ислама. Пророк (мир ему) учил нас отдавать предпочтение в начале правой стороне, ведь правое имеет смысл правильного, хорошего. И в Коране упоминается о правой стороне как то, что книга деяний, данная в правую руку, будет означать спасение и радость:
«И что касается того, кому будет дана его книга (деяний) в правую руку, он (от радости) скажет: «Вот вам, читайте мою книгу!» (сура "аль-Хака", аят 19).
Согласно этому адабу, мусульмане едят правой рукой, засыпают на правом боку, выходят и заходят в дом с правой ноги, во время омовений также начинают с правой стороны тела и прочее. А вот действия, несущие отрицательный смысл, выполняются с левой стороны. Например, заходят в отхожее место и выходят из мечети с перешагиванием их порогов с левой ноги.
Считается ли грехом есть левой рукой? >>
А какое место этика занимает в светской жизни? Известно, что в любом обществе есть вещи, которые нужно делать согласно правилам. Например, дурным тоном будет считаться, если мужчина будет сидеть с широко раздвинутыми ногами, а женщина поставит на стол свою объёмную сумку. Ужинать в ресторане, не используя каждый прибор по назначению, или есть руками то, что принято вилкой, также будет признаком невоспитанности.
Снятие головного убора в помещении, соблюдение пунктуальности и многое другое предусмотрено в светской этике. Эти общие адабы важны для комфортной и красивой жизни между людьми. Они помогают им быть вежливыми, избегать конфликтов и поддерживать цивилизованную атмосферу в обществе.
Разница между исламской и светской этикой лишь в том, что светская основывается исключительно на внешней воспитанности, а исламская - на духовном образе жизни. Мы делаем то или иное действие, связывая его с поклонением. Ведь сказано, что высокая нравственность будет очень весомой и значимой на весах в Судный День. А этика, адаб - это плод той самой нравственности.
Мусульмане с детства обучают детей кушать правой рукой подобно тому, как в интеллигентных семьях их обучают этике поведения за столом. Да и в любой нормальной семье детей учат воспитанности, согласно принятым правилам. Так справедливо ли попрекать мусульман 21 веком только потому, что их этика немного отличается от светской? К тому ислам сыграл большую роль в развитии многих стран и народов во многих сферах и, можно сказать, дал толчок для развития в этом направлении.
10 величайших открытий мусульманских ученых >>
Влияние ислама на российскую и мировую культуру было огромным, и в средние века он стал своеобразным «вместилищем культурных ценностей», накопленных народами Азии и Европы в предшествующие периоды. А это значит, что ислам всегда готов к взаимодействию с иными культурами, которые не противоречат установленным основам вероубеждения.
Иначе говоря, например, этика сидения за столом смогла легко внедриться в исламский мир, так как сидение на полу не имеет религиозной основы, но употреблять пищу левой рукой мусульмане не станут даже в ресторане, так как это идёт вразрез с духовной составляющей.
Нельзя забывать и тот долгий период коммунизма, когда несколько поколений лишилось богатой религиозной культуры. А ведь тогда она была сформированной и вошедшей в образ жизни людей как естественная, неотъемлемая традиция. Но теперь мусульмане, словно бы вновь отброшенные к началу, вынуждены заново возрождать эти ценности, чтобы привести исламскую нравственность, этику в состояние былой традиции. Конечно, на это могут уйти столетия. Ведь разрушить всегда легко, а для созидания нужно много времени и сил. И, да, возможно, научиться есть правой рукой - это и есть начало…
Айна Замаева