Фото: abrikaPhoto/ abrikaPhoto
Вопрос о том, можно ли мусульманам праздновать европейский (григорианский) новый год, является объектом обсуждения среди многих верующих. Для понимания этого вопроса, обратим внимание на некоторые аспекты исламской традиции.
Согласно исламским принципам, правоверные мусульмане должны соблюдать свою уникальную идентичность и придерживаться обычаев, которые не противоречат учению ислама.
Мусульмане прежде всего должны руководствоваться повелениями Всевышнего в Священном Коране. Однако в Коране прямых указаний, касающихся празднования григорианского нового года, мы не найдем.
В хадисах пророка Мухаммада ﷺ, которые тоже являются важным источником руководства для мусульман, также отсутствуют четкие указания. На что есть в том числе историческое объяснение – ведь этот праздник слишком новое явление, его во времена Пророка ﷺ еще не существовало. Однако, мусульмане могут обратиться к более современным авторитетам за разъяснениями.
Вопрос о праздновании григорианского нового года в исламской традиции не имеет однозначного ответа. Некоторые богословы выступают против его празднования, подчеркивая важность сохранения исламской идентичности и избегая практик, которые могут привести к утрате этой уникальности. По их мнению, празднование григорианского нового года может привести к ассимиляции в немусульманские культурные традиции, что может угрожать сохранению уникальной мусульманской идентичности.
Другие богословы считают, что поскольку в Священном Коране и хадисах нет прямого запрета на празднование григорианского нового года, мусульмане могут участвовать в этом событии, подчеркивая общее веселье и дружбу, но при этом избегать элементов, которые могут противоречить основам ислама.
Разнообразие точек зрения среди мусульманских богословов отражает динамичность интерпретации ислама в современном обществе. Ответ на вопрос о праздновании григорианского нового года может зависеть от индивидуального понимания источников ислама, культурного контекста и общественных условий. Важно, чтобы каждый мусульманин принимал решение, исходя из своего понимания ислама и общественного контекста, в котором он находится.
Новый год по-мусульмански: Мухаррам и его значимость
Фото: elements.envato.com/ awpixel
Позиция доктора Ясирa Кади
Доктор Кади подчеркивает, что ислам не запрещает участие в культурных событиях, если они не нарушают основные принципы религии. Он утверждает, что празднование григорианского нового года может быть допустимым, если оно не включает в себя недозволенные акты и позволяет мусульманам поддерживать позитивные связи в обществе.
Взгляд доктора Билала Филипса
Доктор Филипс считает, что празднование нового года не является частью исламской традиции и может привести к потере идентичности. Он предпочитает акцентировать важность сохранения мусульманского культурного наследия и рекомендует избегать празднования событий, не связанных с исламом.
Позиция имама Джалиля хазрата Фазлыева
В исламе нет такого праздника. Жизнь коротка, никто не хочет умирать, хочется жить. С одной стороны, с каждым новым годом ты стареешь, твоя жизнь укорачивается и вроде бы нет повода для того, чтобы отмечать это событие. С другой стороны, есть такое понятие как обычаи и традиции. В нашей стране отмечать григорианский новый год вошло в традицию.
Мы, в нашей семье, его не отмечаем, и ничего от этого не теряем. Это наше частное отношение. Кто-то хочет отмечать и это нельзя запрещать. Например, в нашей деревне соблюдающие ислам ребята отмечают новый год. Я им не запрещаю, потому что знаю, что они делают все в рамках дозволенного. Проблема не в том праздновать новый год или нет, а в том, как это делать.
В свое время Габдулхак хазрат Саматов рассказывал: «Мы отмечали новый год. Когда провожали старый год, Коран читал самый пожилой из нас, а когда встречали новый год – самый молодой». Таким образом они тоже отмечали новый год, но читая Коран и делая наставления.
Мухсин Нурулла