Мамлюкский Коран и Коран Бейбарса: где скрываются отличия?

Искусство каллиграфии

Среди многих потрясающих архитектурных и художественных достижений, дошедших до нас из исламского мира, пожалуй, одним из самых невероятных является искусство каллиграфии. Запретив при иллюстрации использовать изображения живых существ, мусульмане смогли превратить само письмо в отдельную, неповторимую по красоте и мастерству форму искусства, которая продолжает развиваться и сегодня.

Каллиграфия занимала центральное место в исламском искусстве, из-за чего было написано много научных работ на эту тему, а экземпляры Корана по сей день являются центральными экспонатами многих музеев по всему миру. Но, даже не смотря на то количество рукописей Благородного Корана, которые дошли до наших дней, к сожалению, исследовано и задокументировано меньше половины всех экземпляров.

Каллиграфия – от древнего искусства к духовной основе
Стоит отметить, что в мире ислама каллиграфия признана благороднейшим из изобразительных искусств. Но что такое каллиграфия? Давайте углубимся в историю и терминологию этого древнейшего искусства.
07.12.2020
5040

Одним из таких примеров является двойной фолиант (две страницы) мамлюкского Корана, который в настоящее время хранится в Бруклинском музее искусств (к сведению, мамлюки правили ключевыми районами Ближнего Востока, включая Мекку и Медину между 1250 и 1517 годами). Двойной фолиант, как предполагают исследователи, был изготовлен где-то в XIV веке либо в Египте, либо в Сирии и содержит конец 32 суры Корана «Ас-Саджда» и начало 33 суры «Аль-Ахзаб».

Безусловно, существует много различных стилей каллиграфии, а Коран, о котором идёт речь в статье, написан на языке нашки, который был одним из самых популярных в мамлюкский период. Не качество каллиграфии отличает этот двойной фолиант от его более известных аналогов, а, скорее, качество украшения. Эта рукопись, пожалуй, является самым наглядным образцом мастерства каллиграфов того времени.

Возьмём, к примеру, самый известный мамлюкский Коран, принадлежавший высокопоставленному чиновнику (а позднее султану) Бейбарсу Аль-Джахангиру. Этот Коран, выпущенный между 1304 и 1306 годами, сопровождается необычайным по красоте и уровню мастерства орнаментом, который украшает страницы многих мамлюкских Коранов. Границы страниц оформлены растительными узорами, известными как арабески, которые полностью окружают каллиграфическое письмо. Концы каждого аята отмечены маленькими изящными золотыми розетками, а внешний край каждой страницы содержит тщательно детализированные медальоны. Даже в текстовом поле равномерно расположенные точки золотыми чернилами заполняют пробелы между каллиграфическими надписями.

По сравнению с Кораном Бейбарса двойной фолиант Бруклинского музея практически лишён украшений. Один маленький медальон, расположенный вертикально, отмечает внешний край каждой страницы, и розетки, которые не могут сравниться с виртуозностью розеток из Корана Бейбарса, – вот и всё оформление. Кроме того, двойной фолиант написан тёмно-синими или чёрными чернилами, а для написания названия сур мастера использовали золотые чернила. Напротив, весь Коран Бейбарса написан золотыми чернилами, за исключением заголовков сур, которые написаны блестящими красными чернилами.

Практическое, а не церемониальное значение

Неудивительно, что Коран Бейбарса привлекает гораздо больше внимания, в том числе исследователей, чем двойной фолиант Бруклинского музея. Однако во многих отношениях малоизвестный двойной фолиант интереснее знаменитого Корана султана. Мы много знаем об истории Корана Бейбарса. Знаем, когда он был написан, что предназначался в качестве дара для ханки (это такой особенный молитвенный дом для суфиев). Однако мы практически не имеем никакой информации о Коране, двойной фолиант которого сейчас представлен в Бруклинском музее.

Двойной фолиант имеет необычную особенность: на странице расположено по шесть строк, хотя для исламского мира характерно расположение нечётного количества строк на странице. Но есть сирийская традиция изготовления Корана, которая как раз и отличается помещением шести строк на каждой странице. Это даёт нам возможность предположить, что двойной фолиант изготавливал сириец или, к примеру, спонсировал каллиграфа, выполнявшего эту рукопись Благородного Корана.

Но есть ещё один не менее интересный вариант развития событий. В Коране Бейбарса также на странице располагалось всего шесть строк. Возможно, Коран из Бруклинского музея был выполнен как подражание Корану Бейбарса. Здесь нельзя сказать точно, и даже исследователи пока не могут прийти к единой версии.

С точки зрения изучения двойного фолианта и других подобных ему (к примеру, в галереях Фрира и Саклера Смитсоновского института есть немало схожих образцов), все они имеют одно дополнительное преимущество перед Кораном Бейбарса и ему подобными. Эти Кораны, уверены учёные, предназначались для использования каждый день, для активного чтения в одиночестве или в кругу семьи. Коран Бейбарса по своей сути был задуман больше как образец красоты, величия и мастерства каллиграфа. С другой стороны, Коран, двойной фолиант которого представлен в музее, вполне мог быть заказан для ученика медресе или в качестве подарка будущему Коран-хафизу или использовался при обучении Корану в медресе.

Как бы то ни было, этот Коран – то, с чем люди в XIV веке взаимодействовали ежедневно, а не только по официальным поводам. А в сочетании с красивой каллиграфией это делает такие предметы действительно особенными.

10 древнейших рукописей Корана, сохранившиеся до наших дней
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).
06.04.2018
16144

 

 

Социальные комментарии Cackle