Мусульманские фильмы или фильмы о мусульманах. На эти две категории можно разделить фильмы, которые показывают в этом году на юбилейном международном кинофестивале мусульманского кино в Казани. Уже сами названия некоторых фильмов и имена и происхождение режиссеров могут рассказать о многом.
Так иранские режиссеры в основном снимали фильм о своей родине, об общегуминастических идеях, которые присущи не только исламу, но и другим вероисповеданиям. Фильмы арабских режиссеров связаны боле с этническими и культурными особенностями самих арабов. Но особое внимание заслуживают фильмы западных режиссеров, которые заинтересовались исламом и историей судеб мусульман.
Одним из таких фильмов стала работа режиссера Марсио Кури из Бразилии. Его фильм «Последняя остановка» не столько об исламе, сколько о мусульманах. Как рассказал сам режиссер, идея возникла у него тогда, когда он познакомился с ливанцом, иммигрировавшим в Бразилию много лет назад. А также среди его коллег была женщина, которая вышла замуж за ливанца. И после знакомства и общения с ними, тема мусульманских иммигрантов заинтересовала его. Господин Кури хотел показать, как покидая родину, люди теряют свои корни, свою культуру, свою веру. И это очень хорошо прослеживается в фильме, когда мы видим истории друзей главного героя много лет спустя. Только один из них сохранил веру не только в душе, но и в поступках и действиях. Также по его словам, в фильме была поднята тема единства всех народов и единства религии.
По словами Марсио Кури, история любви между главным героем-муслуьманином и христианкой Сисой, которые не только разного вероисповедания, но и разного цвета кожи – это история толерантности между народами, между вероисповеданиями. Марсио очень интересуется исламом на данный период. Общение с арабами, в том числе с ливанскими коллегами вызвали неподдельный интерес к этой религии. Будучи в Казани, он посетил не только основные культурные достопримечательности, но и мечети, расспрашивал больше об исламе, его истории.
И он говорит, что «может мы и ходим в церковь, а вы в мечеть, все это - Божий дом». Марсио так же показал это единство в фильме. По его словам, католики Бразилии очень верующие и почитают все религиозные праздники. И шествие около церкви для него подобно шествию вокруг Каабы во время хаджа. В этом он видит общность религий, считая их скорее чем-то единым, нежели разным. Марсио в одном из своих разговоров отметил, что христианство и ислам – это разные пути к одному – к Богу, и каждый выбирает то, что ему ближе.
Каждый найдет в этом фильме нечто свое. Кто-то осудит, кто-то станет восхищаться. Тем не менее, это была попытка показать арабов-мусульман, которые живут в Бразилии. Некоторые сравнивают фильм «Последняя остановка» с сериалом «Клон», где идет речь о марокканских арабах в Бразилии. Думаю, не стоит проводить параллели между мыльной оперой и художественным фильмом. Идеи и цели этих проектов были различны. Тем не менее мы видим, что образ мусульман популяризируется в Южной Америке. И нет противорчечий между мусульманами и католиками, нет какого-то либо противостояния. Постепенно они становятся частью культуры и истории. И во многом в этом помогают именно фильмы, снятые о мусульманах. Может они не всегда отражают реальную действительность, но помогают людям с иным складом мышления и другим мировоззрения открыть окно в мир мусульман. Думаю, это и есть тот самый диалог культур – девиз мусульманского кинофестиваля.
В меня ОН влил божественные чувства,
Я гостем хмурым на земле не буду,
Масоном Я рожден, и возведу искусству,
Красивый храм, я БОГА не забуду!
(Гете, Блаженная тоска)
Еще один фильм, который достоин восхищения и вызвал положительные отклики зрителей после показа, это фильм «Блаженная тоска» Даниелы Дар-Креитз из Германии. Она сняла документальный фильм о мусульманах Австрии. Выбор этой страны был не случаен. В Австрии с каждым годом все больше католиков принимают ислам.
И еще в начале прошлого столетия в этой стране был принят закон о том, что ислам является равноправной с христианством религией. В государстве созданы многочисленные условия для мусульман, которых нет ни в одной другой европейской стране. Это и специальные школы для мусульман, обязательное введение программы исламского вероучения в обычных школах, раздельное меню солдатам в армии, разрешение фотографироваться в хиджабе на документы и многое другое.
Поистине, посмотрев этот фильм, остается только удивляться тому, что делает государство для своих граждан. Например, если девушку в хиджабе не возьмут на работу только из-за платка, она может подать в суд на работодателя за дискриминацию. И закон будет на ее стороне. Восхищения достойна и работа режиссера. Как рассказала Даниела в нашей беседе, найти мусульман в Австрии было легко, но уговорить их на съемки – очень тяжело. Проблема в их застенчивости. Они не любят афишировать свою жизнь. «Но, мало-помалу они стали привыкать ко мне и прониклись доверием. После этого и дали согласие сниматься в моем фильме», - говорит Даниела.
Интерес к теме ислама у Даниелы возник после замужества. Ее муж – мусульманин из Кашмира. И, узнав эту религию ближе, не с точки зрения СМИ, а со слов самих мусульман, она многое открыла для себя. Сейчас Даниела читает перевод Корана, изучает религиозную исламскую литературу. Она отказалась от свинины и старается всегда кушать только халяль еду. Но в Германии очень сложно найти халяль мясо, поэтому она шутит, что практически стала вегетарианкой. Приехав в Казань, она не посетила ни одной церкви, но с удовольствием заходила в каждую мечеть, которую видела. Однажды, она даже попросила научить ее завязывать мусульманский платок.
Фильм был профинансирован иранским телевидением. И поэтому в фильме говорится о шиитском толке ислама, хотя и не акцентируется внимание на это. Ибо цель режиссера – это истории людей, которые решили поменять свою веру и приняли ислам. По этой причине, при просмотре фильма у некоторых мусульман могут возникнуть вопросы и быть иная точка зрения на происходящее.
Фильм интересен тем, как происходит обращение людей в ислам. В Австрии из этого сделали целый ритуал и даже небольшой праздник. Если для принятия ислама достаточно принять Всевышнего сердцем и доказать это окружающим, сказав вслух шахаду, то судя по фильму, это надо сделать официально: рядом с имамом и в присутствии свидетелей. В фильме была показана одна особенность, которую также стоит отметить. При произнесении шахады в одной из мечетей, после слов «…И Мухаммед раб и посланник Его», продолжили фразу «… и свидетельствую, что Иисус, сын Марии, также является пророком и посланником Аллаха». Другой имам попросил продолжить шахаду иначе: «…и свидетельствую, что имам Али является самым приближенным к Аллаху».
Фильм Даниелы Дар-Креитз был показан не только в России, но презентация в фильме состоялась в Индии, Иране и некоторых европейских странах. И после каждого показа она получала множество положительных откликов от людей. В том числе в Казани после просмотра зрители не только благодарили, но и спрашивали, где можно купить диски с ее фильмом. Некоторые хотели показать фильм своим детям, другие супругам и друзьям. По их словам, этот фильм может помочь призвать больше людей к исламу.
Сейчас Даниела думает работать над другим проектом о мусульманах в сотрудничестве с иранской телекомпанией. О чем будет ее следующий фильм, она пока не говорит. Будем надеяться, что и новая ее работа станет значительным вкладом в историю мусульманского кинематографа и этот фильм поможет европейцам изменить свое мнение о мусульманах в положительную сторону.
Алина Хакимзянова